Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности — три года. При заключении договора стороны определяют срок выполнения обязательств каждой из сторон: срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и срок их оплаты. Пунктом 1 ст. 314 ГК РФ установлено: если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в названный день или, соответственно, в любой момент в пределах данного периода. По таким обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 200 ГК РФ).

Какую дебиторскую задолженность правомерно списать с балансового учета?

По правилам бухгалтерского учета списать с баланса государственного (муниципального) учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов.

Как указал Минфин в Письме от 31.07.2013 N 03-03-06/4/30650, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед организацией, по которым истек установленный срок исковой давности, и те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. ст. 416, 417, 419 ГК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.

Заметим, что аналогичные разъяснения приводились финансовым ведомством (в Письмах от 19.08.2011 N 03-03-06/2/131, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/352) и УФНС по г. Москве (в Письмах от 13.04.2011 N 16-15/035618.2@, от 13.04.2012 N 16-15/032849@).

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Дебиторская задолженность учреждения образуется за счет как доходных, так и расходных операций. Когда БУ оказывает услуги и предоставляет своим потребителям отсрочку платежа, то у него возникает дебиторская задолженность по доходам. Когда БУ выступает покупателем товаров (работ, услуг) и производит предоплату, то у него возникает дебиторская задолженность по расходам. Сальдо дебиторской задолженности в балансе показывает, сколько средств должны учреждению третьи лица. При погашении (взыскании) дебиторской задолженности пополняются денежные средства БУ или ему поступает иное имущество.

Зеркальные операции приводят к формированию кредиторской задолженности учреждения. Если БУ получает от потребителей предоплату услуг, у него возникает кредиторская задолженность по доходам, погашение которой производится путем оказания услуг. Если учреждение выступает покупателем товаров (работ, услуг) и получает от поставщика отсрочку платежа, у БУ образуется кредиторская задолженность по расходам, ее погашение производится деньгами. Таким образом, кредиторская задолженность учреждения представляет собой денежную оценку возникших, но не исполненных обязательств.

У коммерческих организаций доля «дебиторки» в активах и доля «кредиторки» в пассивах обычно велики. Связано это с тем, что частный бизнес развивается в основном за счет внешних источников, формируя многочисленные связи с контрагентами. Подобный выбор развития (со ставкой на внешние связи, а не на капитал) выгоден, так как позволяет экономить средства, финансируя вместо одного два и больше проектов. Но, как известно, обратной стороной выгоды являются риски. В данном случае они выражаются в зависимости от финансового «самочувствия» третьих лиц. Чем больше дебиторская и кредиторская задолженности в балансе, тем вероятнее возникновение денежных проблем при кризисах, спаде в экономике и других внешних неблагоприятных факторах.

Читайте также:  Как настроить уведомления штрафы гибдд на госуслугах

Деятельность БУ отличается небольшим количеством расчетов со сторонними лицами. Учреждения развиваются за счет средств собственника их имущества, что резко снижает зависимость от внешней среды. Одновременно БУ, конечно, лишаются потенциала, который им могли бы придать свободные средства других организаций.

При планировании дебиторской задолженности учреждения нужно ответить на вопрос о желаемой цели (максимальный денежный поток, максимальная прибыль, максимальная выручка, минимальные убытки, минимальные риски) и способах ее достижения. При планировании кредиторской задолженности учреждения определяются источники финансирования и способы их привлечения, а также предпочтительные параметры финансирования (минимальная ставка по привлеченным средствам, максимальный срок заимствования).

Цели планирования закрепляются в локальных актах. Даже у коммерческих организаций положения о дебиторской, кредиторской задолженности чаще всего сводятся к регламенту взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности учреждения. По мнению автора, это связано с относительной неразвитостью рынка и частыми кризисными явлениями, в результате чего компании прописывают в локальных актах в основном меры по борьбе с «просрочкой». Что же касается государственных учреждений, их стремление к искоренению неблагополучной дебиторской и кредиторской задолженностей выражено еще сильнее, так как соответствует государственной политике.

Примерная структура Положения о дебиторской и кредиторской задолженности такова:

1. Цели и задачи политики по управлению дебиторской, кредиторской задолженностью.

2. Термины.

3. Лимиты дебиторской и кредиторской задолженностей.

4. Порядок оценки кредитоспособности контрагента.

5. Меры по своевременному погашению дебиторской (кредиторской) задолженности.

6. Контроль исполнения Положения.

Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений

Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:

  • ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);

  • отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);

  • справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);

  • отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);

  • отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);

  • пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);

  • справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).

Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:

  1. Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).

  2. Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.

  3. В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.

Отражение задолженности по счету 0 205 00 000 в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

Эта отчетная форма согласно нормам п. 69 Инструкции № 33н составляется учреждениями ежеквартально. Однако некоторые учредители для своих подведомственных учреждений, руководствуясь нормой п. 8 Инструкции № 33н, устанавливают ежемесячную периодичность ее составления.

В Письме от 03.07.2020 сказано, что такие сведения на 1 июля 2020 года заполняются с учетом норм Приказа Минфина РФ № 127н. В самом приказе в отношении заполнения этой формы указано следующее: показатели расчетов отражаются по номерам счетов без указания в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующей подстатьи кода КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение кредиторской задолженности).

Порядок заполнения сведений установлен п. 69 Инструкции № 33н. В отчетной формеотражаются данные по сформированной на отчетную дату:

  • дебиторской задолженности (показатели по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000);

  • кредиторской задолженности (показатели по счетам 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 401 40 000, 0 401 60 000).

Возврат дебиторской задолженности: особенности бухгалтерского учета (Зернова И

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н, не содержит отдельных положений, касающихся использования суммы дебиторской задолженности, поступившей на лицевой счет учреждения. В нем только указано, что все поступившие средства учитываются в составе общего остатка на счете по учету средств учреждений.

Читайте также:  Какие пособия положены детям-сиротам от государства все виды денежных выплат

В деятельности учреждений могут возникать ситуации, связанные с невыполнением договорных обязанностей по поставке нефинансовых активов поставщиками под уплаченный ранее аванс, задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, не возвращенные в срок, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и др. Иными словами, в этом случае в учете учреждения возникает дебиторская задолженность.

Списываем дебиторскую задолженность по зарплате

Ответ. Прежде чем списать дебиторскую задолженность, нужно принять все меры для ее взыскания. Проведите анализ задолженности: определите дату образования, причину. Отметьте суммы, которые возможно вернуть, и предложите комиссии по поступлению и выбытию активов рассмотреть их для списания. Решение списать задолженность с баланса принимает комиссия. На основании принятого решения сумму спишите на финансовый результат текущего года.

Учтите, что списать долг из-за того, что контрагент неплатежеспособен, не означает аннулировать задолженность. С баланса она попадает на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и определенное время числится там.

Не учитывайте задолженность за балансом, если комиссия признает ее безнадежной по документам, и возобновлять процедуру взыскания не придется. Например, когда есть подтверждающие документы, что должник умер. Нереальную к взысканию дебиторскую задолженность на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) спишите с баланса такими проводками:

Решение списать долг с забаланса также принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Для этого задолженность признают безнадежной к взысканию по одному из оснований:

  • есть документы, которые подтверждают ликвидацию или смерть дебитора;
  • истек срок, когда можно возобновить процедуру взыскания по законодательству;
  • другие случаи, установленные законодательством.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2022 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Списание дебиторской задолженности в казенных учреждениях

Никакой не правильный.. .
Списанную в прошлых периодах признанную безнадежной дебиторскую задолженность (при наличии резерва — на 63 счет, при его отсутствии — напрямую на 91) вы обязаны учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течении 5 лет со дня списания.
На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (который, естественно, в конце года закрывается на 99). Одновременно на указанные суммы кредитуется забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Вы же списали сумму непогашеной дебиторской задолженности в убыток?
Значит теперь она должна быть поставлена к вам в прибыль. Но здесь возникает вопрос. Если списание произошло в период, когда организация вела учет налогооблагаемой базы по отгрузке, то вы просто восстанавливаете сумму списаных убытков в текущем отчетном периоде на сч. 99, а вконце года списываете на фин результат. Если же списание произошло в период, когда организация производила учет доходов по оплате, о придется восстанавливать на счете 91 прочие внереализационные доходы.
Не забывайте про НДС. Там тоже есть особенности.

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора: 1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В) 2.

Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)В первую очередь разберем основные понятия.

Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Читайте также:  Правила подачи заявления о перерасчете пенсии

Дебитор – юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность – это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность – задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет

При возобновлении процедуры взыскания задолженности с дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета. Суммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Например, в силу ст.

454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, основанием для возникновения обязательства становится договор, заключенный между учреждением и заказчиком (покупателем).

В большинстве случаев возникновение дебиторской задолженности является результатом неисполнения заказчиком (покупателем) обязательств, хотя оно может быть связано с задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и пр.

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.

Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного законодательно установленного срока) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 339 Инструкции № 157н).

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете. Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета. Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья.

Очень часто возникают ситуации, когда, в связи с отсутствием средств в бюджетных учреждениях возникают суммы непогашенной кредиторской, которая может учитываться не один год. Поэтому Приказом Госказначейства от 08.05.

2001 года № 73 утвержден Порядок списания кредиторской задолженности бюджетных учреждений, срок исковой давности которых истек.

Для этого приказом руководителя создается специальная комиссия или же эту работу проводит ежегодный инвентаризационная комиссия.

Рассмотрим порядок учета и списания кредиторской в бюджетном учреждении. Под кредиторской задолженностью бюджетного учреждения, как правило, понимают долги по принятым обязательствам, суммы денежных средств или стоимость иных активов, которые подлежат передаче кредитору в обмен на поставленные нефинансовые активы, оказанные услуги или выполненные работы.

Согласно ГК РФ существует несколько причин считать задолженность безнадежной:

  1. Если срок исковой давности истекает или уже подошел к концу.
  2. Невозможность исполнения обязательств по займу.
  3. По результатам акта, составленного соответствующими государственными органами.
  4. Смерть должника.
  5. Ликвидация юрлица.

Эти причины являются основаниями для списания кредиторской или дебиторской задолженностей. Также в расчет берутся события, которые не зависят от сторон (природные катаклизмы, войны, эпидемии и т. д.).

Чтобы использовать это в качестве основания, нужно документально подтвердить, что чрезвычайное происшествие имело место быть.

Для этого подойдут сводки из метеослужбы, справки, взятые в МЧС или военное положение в стране и регионе.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Если в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, списывается после признания судом организации банкротом и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц (письмо Минфина России от 17.03.2021 №03-03-06/1/149).

  • истечение срока исковой давности (статья 196 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа (статья 417 ГК);
  • прекращение обязательства смертью гражданина (статья 418 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации (статья 419 ГК).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *