Электронная транспортная накладная: как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронная транспортная накладная: как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023

С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.

Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:

Реквизиты путевого листа Правила, действующие с 01.09.2023 Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390
Сведения о водителе Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:
  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • СНИЛС.
п. 6 Состава сведений путевого листа
Срок действия путевого листа Уточнено, что допустимо:
  • оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
  • оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа
Данные о медосмотре Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист.
Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников.
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866
Внесение изменений в данные путевого листа Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения
Читайте также:  Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры

Как обмениваться электронными транспортными накладными

В общем виде схема обмена электронными транспортными накладными выглядит так:

  • Грузоотправитель составил документ, загрузил его в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему.
  • Грузополучатель подписывает ЭТрН своей электронной подписью, подтверждая приемку груза.
  • Грузоотправитель видит, что товар принят.

Как обмениваться электронными путевыми листами

Электронные путевые листы должны направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств должно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) или – при соблюдении некоторых условий – неквалифицированную электронную подпись. Этой подписью он будет заверять дату и время выходы в рейс, техническое состояние транспортного средства и другие сведения ЭПЛ.

УКЭП или неквалифицированную электронную подпись должен иметь и медицинский работник, проводящий предрейсовый осмотр. Такой подписью медработник подтверждает отсутствие признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья водителей, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Нужно ли заполнять путевой лист ежедневно

Самый частый вопрос, который возникает на практике, звучит так: можно ли сотруднику, управляющему автомобилем в управленческих целях, оформлять путевые листы не на каждый день, а, например, на месяц?

Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем сказано, что «сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован». Это означает, что путевой лист может быть составлен и на более длительный период, например, на неделю или месяц.

Но в этом случае отметки о медосмотре водителя (если медосмотр обязателен) должны проставляться в путевом листе ежедневно. То есть бланк должен быть составлен таким образом, чтобы все это уместилось.

Кстати, форму бланка путевого листа и срок, на который оформляются путевые листы, целесообразно отразить в учетной политике организации.

Риски по НДФЛ и страховым взносам

Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.

Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.

Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).

Транспортная накладная с 01.03.2022 — что изменилось

С 2022 года изменились правила грузоперевозок, а с 01.03.2022 транспортная накладная составляется на новом бланке и по новым правилам (Постановление Правительства от 30.11.2021 N 2116).

С этого года электронными транспортными накладными стороны договора перевозки груза могут обмениваться в рамках электронного документооборота. Обновленные правила грузоперевозок разрешают применять транспортную накладную как первичный документ. Правда, тогда заполнять экземпляров придется больше — 4, а не 3, причем оригинал для грузоотправителя оформляется только на бумаге.

Порядок составления транспортной накладной приведен в отдельной главе правил. Обязательны к заполнению все ее разделы, кроме тех, где обозначено «при наличии» или «при необходимости».

Из нового бланка ТН убрали 5 разделов:

  • 8-й — «Условия перевозки»;
  • 9-й — «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  • 12-й — «Оговорки и замечания перевозчика»;
  • 13-й — «Прочие условия»;
  • 15-й — «Подписи сторон».

Таким образом, новый бланк транспортной накладной состоит из 12 разделов (вместо прежних 17-ти).

Сведения о массе груза (кроме опломбированного) теперь заносятся не только по результатам взвешивания, но и на основании расчета, исходя из объема и техдокументации груза.

Читайте также:  Страховые взносы в 2023 году — особенности расчета и уплаты

В раздел о стоимости перевозки грузов включили реквизиты для первичного документа, в т. ч:

  • должности;
  • основания полномочий представителей грузоотправителя и перевозчика;
  • даты подписания документа.

При этом если в реквизите ТН о стоимости груза вы сделаете ошибку, исправлять ее необходимо по правилам бухучета: с указанием даты исправления и подписей лиц, составивших документ. Электронная ТН исправляется новым электронным документом (п. 20 ФСБУ 27/2021).

Транспортная накладная: когда применяется?

Документ оформляют при автомобильных грузоперевозках. Например, когда продавец на своем транспорте осуществляет доставку товара покупателю. Или для транспортировки привлекается третье лицо — экспедиторская компания-перевозчик. В накладной фиксируются стороны, участвующие в перевозке (отправитель, перевозчик, получатель) и ее условия.

Необходимость оформления в таком случае специального документа прописана в п.7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление № 2200, далее — Правила).

Новая транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Если такого договора нет, то и накладная не оформляется. Например, когда владелец товара фрахтует автомобиль и при этом сам сопровождает груз. В таком случае вместо накладной подписывается заказ-наряд на предоставление транспортного средства. Если компания просто перевозит свой товар с одного склада на другой, оформляется путевой лист.

Российское законодательство о путевых листах

Особенности оформления, обязательные реквизиты для путевого листа фиксируют такие документы: Приказ Минтранса № 368 от 11.09.2020 года и Приказ Минтранса № 390 от 28.09.2022 года.

Посмотреть информацию, дублирующую сведения в данных законодательных актах можно в обновленном варианте «Устава автотранспорта», Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007 года.

С начала 2023 года в силу вступили изменения, коснувшиеся следующих особенностей:

  • путевой лист автомобиля в 2023 году может оформляться без названия и номера;
  • путевой лист грузового транспорта предъявлять можно в бумажном или электронном варианте в момент движения по маршруту, при приемке или получении груза;
  • электронный путевой лист в 2023 году получил новые правила формирования в рамках требований ФНС, ответственности медработников и ответственного технического персонала;
  • новый регламент требует не данные о владельце транспортного средства, а о том, кто оформляет бланк путевого листа;
  • не требуется фиксировать данные об отчетных листах в журнале;
  • урегулированы сведения, которые требуются предоставлять о типе перевозке и варианте перемещения.

Какие существуют виды путевых листов

Путевой лист автомобиля заполняется в свободной форме, которая может быть разработана на каждом предприятии индивидуально, специального бланка со стороны приказов Минтранса России не предусмотрено.

В качестве шаблона можно использовать типовой варианты формы по документу Госкомстата от 28.11.1997 №78. В рамках данного постановления разработаны:

  • форма 3 – для легкового транспорта и такси;
  • форма ПЛ-1 – для легкового транспорта, которым пользуется индивидуальный предприниматель;
  • форма 4-С – для грузового транспорта (например, автомобиль КАМАЗ), работающего по сдельному тарифу;
  • форма 4-П – для грузового транспорта с повременным тарифом;
  • форма 6 — путевой лист автобуса;
  • форма 6-спец. – для автобусов необщего пользования.

Когда и для чего оформляют электронные транспортные накладные

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) – цифровой аналог соответствующего бумажного документа. Она позволяет подтвердить факт перевозки грузов автотранспортом, расходы на логистику и транспортные услуги. С 1 сентября 2022 года организации и ИП могут самостоятельно выбирать, в каком виде оформлять товарные накладные, но уже с 2024 года запланирован полный отказ от бумажного формата.

Электронную транспортную накладную оформляют при любых грузоперевозках, за исключением двух случаев:

  1. Доставку выполняет сам продавец без привлечения сторонних перевозчиков. Причем, стоимость доставки включена в стоимость товара, а передача права собственности на груз происходит на складе покупателя.
  2. Покупатель самостоятельно доставляет товар до места назначения, не привлекая к этому продавца.

Объективно, для бизнеса переход на электронный вариант перевозочных документов выгоден по нескольким причинам:

  • документ нельзя потерять, он обязательно дойдет до контрагента в неизменном виде;
  • сокращение издержек, связанных с созданием, хранением и пересылкой бумажной документации;
  • быстрые взаиморасчеты благодаря ускоренному обмену данными;
  • прозрачность грузоперевозок – система фиксирует каждый шаг от отправки груза до его получения.

В конце прошлого года, выступая на форуме «Транспорт России», заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов заявил: «Мы занимаемся переводом товаросопроводительных документов в электронный вид. Количество бумаги, которая оформляется на грузы, замедляет процесс всех взаимодействий. В России в сентябре вступил в силу федеральный закон, который позволяет транспортную накладную оформить в электронном виде. В 2023 году мы даем участникам рынка поработать на условиях добровольного использования данной системы, а с 2024 года начнем вводить отраслевой императив».

Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) действует уже с сентября 2022 года. Сейчас в ней можно оформить три документа — транспортную накладную, сопроводительную ведомость и наряд-заказ. С марта этот перечень планируется дополнить путевым листом, договором фрахта и заявкой на перевозку.

Читайте также:  Как оформить шенгенскую визу в 2023 году

Внедрение электронных документов позволит участникам транспортного рынка сократить расходы на документооборот. По данным Минтранса, один бумажный документ обходится компании-перевозчику примерно в 100 руб., а за год таких документов оформляется более 3 млрд. Средняя же стоимость электронного документа – около 5 руб.

Однако многие российские автоперевозчики не торопятся с внедрением электронной транспортной накладной (ЭТрН) и пока не сделали даже первых шагов в этом направлении. Их контрагенты – грузоотправители и грузополучатели – в массе своей еще меньше спешат переходить на полностью прозрачную для контролирующих и налоговых органов цифровую систему. Между тем все участники также вынуждены работать с «бумагой», если хотя бы один участник логистической цепочки использует бумажные транспортные накладные.

Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?

Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.

В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.

Какие бывают товарно-транспортные накладные?

Разработано и внедрено в постоянную работу сразу несколько основных наименований и категорий товарно-транспортных накладных. Бумаги отличаются представленной формой. Главная юридически закрепленная стандартами форма имеет индивидуальный классификационный номер 1‑Т . Документ разработан в рамках реализации государственного проекта по регулированию и официально утверждена профильным комитетом по статистике еще в 1997 году. Номер принятого постановления — 78. Документ применяется для обращения с большинством товаров. Дополнительно предусмотрены актуальные наименования и профильные формы ТТН, основной задачей которых выступает проведение полноценного оформления необходимых в транспортной сфере операций в рамках осуществления приемки, а также складской отправки разных типов продуктов питания со строгим указанием основных наименований с учетом происхождения и особенностей перевозки в зависимости от регламентированного расстояния. Традиционные формы ранее уже были официально утверждены специальным постановлением пограничных органов.

В 2011 году государственными органами было установлено официальное решение о применении в работе нового обновления ТТН. Введение в деятельность профильных компаний и перевозчиков регламентировано ключевыми Правилами по реализации перевозок грузов с применением автомобильной техники. Соответствующее постановление было узаконено и полностью утверждено Правительством. В тексте профильного документа отмечается строгое согласование факта комплексного заключения двустороннего договора в случаях проведения доставки грузов разных типов. Особенностью документа стало удаление специальных полей с отметками списания или проведения оприходования профильной продукции. ТТН регламентированного стандарта 1997 и 2011 годов сегодня применяются компаниями в равной степени.

Электронная транспортная накладная

Электронная транспортная накладная (ЭТН) – это электронный аналог бумажной транспортной накладной (ТН), который отличается от нее способом хранения и передачи информации. В отличие от обычной ТН, которую необходимо заполнять вручную на специальном бланке, ЭТН может быть заполнена и хранится электронно, без использования бумажного носителя.

Для оформления электронной транспортной накладной необходимо следовать определенному порядку и придерживаться требований, установленных законодательными актами. Как и в случае с ТН, общие законы и требования к оформлению ЭТН действуют для всех видов транспорта, от грузового автотранспорта до воздушного и морского.

Какой формат и какие условия должны быть соблюдены при заполнении электронной транспортной накладной зависит от конкретных правил и процедур, установленных для каждого вида транспорта. Важная информация, такая как маршрут, перевозчик, получатель груза, а также количественная и качественная характеристика груза, должна быть указана в ЭТН так же, как и в обычной ТН.

Однако, по сравнению с бумажной накладной, электронная транспортная накладная предоставляет больше гибкости и удобства. Она позволяет автоматизировать процесс заполнения, хранения и передачи информации, а также ускоряет процесс обработки и контроля грузов. ЭТН также позволяет легче управлять и контролировать весь путь движения груза, от начала до конца.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *