Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Временные границы, сроки стадии
Начало стадии исчисляется со дня поступления в суд надзорной инстанции надзорных жалобы или представления. Моментом окончания производства в надзорной инстанции является день принятия судьей Верховного Суда РФ решения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ либо день принятия судом надзорной инстанции одного из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 412″ УПК. В рамках стадии закон устанавливает сроки рассмотрения надзорных жалобы или представления и сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции (ст. 4126, ч. 1 ст. 41210 УПК). Надзорное обращение рассматривается — до одного месяца без истребования и до двух с истребованием уголовного дела. В Президиуме Верховного Суда РФ дело подлежит рассмотрению в течение двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции.
К процессуальным средствам стадии относятся представление сторонами дополнительных материалов, исследование материалов истребованного уголовного дела, выступления сторон и иных лиц, явившихся в судебное заседание (ч. 1 ст. 4125, ч. 6 ст. 41210 УПК).
Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 УПК).
Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.
В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.
Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.
Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.
Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.
Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.
Понятие и значение стадии надзорного производства
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.
Сущность и значение надзорного производства, его стадии.
Ошибки, допускаемые судом первой инстанции, по общему правилу должны исправляться судом кассационной инстанции.
Вместе с тем по ряду причин судебные решения и определения могут оказаться незаконными или необоснованными и после пересмотра их в кассационном порядке. Как правило, это бывает вследствие того, что, во-первых, незаконные либо необоснованные судебные акты не всегда обжалуются (опротестовываются) в кассационном порядке; во-вторых, судом кассационной инстанции иногда не исправляются ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу; в-третьих, некоторые судебные акты не подлежат обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке.
В соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены либо в порядке надзора (ст.436–451 ГПК), либо по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.452– 458 ГПК).
Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.
Важнейшей задачей данного института является обеспечение строгого и неуклонного соблюдения судами норм материального и процессуального права, единообразного и правильного применения ими законов и других нормативных актов при рассмотрении гражданских дел, исправление судебных ошибок. Это один из способов защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Сущность и значение стадии надзорного производства.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судамиапелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересовграждан и организаций;
Надзорное производство в гражданском процессе: сущность, стадии
Надзорное производство в гражданском процессе – последняя стадия, предусмотренная процессуальным законодательством. Она существовала еще со времени СССР. Однако сохранилась с учетом серьезных изменений. Насколько изменения удачные – отдельная тема для разговора.
В последнем случае в постановлении считается обязательной часть с толкованием норм материального права. Надзорной инстанцией не могут устанавливаться либо считаться недоказанными обстоятельства, не принятые судами первой и апелляционной инстанцией. Запрещено оценивать достоверность доказательств и их соотношение.
Интересно, что восстановление срока или отказ в этом могут обжаловать и заявитель, и обвиняемая сторона. Надзорное производство в гражданском процессе последняя инстанция, в которой пробуют добиться справедливости в рамках страны. Также судьи, пересматривающие дела в рамках надзора, формируют практику, выражая мнение по наиболее интересным и значимым делам.
После вступления приговора в силу осужденному предстоит претерпеть все неблагоприятные последствия в связи с официальным признанием его виновности в совершении преступления. Приведение в исполнение неправосудного приговора — непоправимая ошибка судебной системы с точки зрения судьбы человека, однако в процессуальном плане оно не ведет к тому, что цель уголовного судопроизводства никогда уже не будет достигнута. Благодаря существованию в российском уголовном судопроизводстве стадии пересмотра судебных решений в порядке надзора сохраняется возможность изменения незаконного приговора в благоприятную для осужденного сторону с тем, чтобы правосудие отвечало критерию справедливости.
Надзорное производство по своей правовой природе, выявленной Конституционным Судом РФ в многочисленных постановлениях, представляет собой дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров путем устранения судебных ошибок, не являющихся новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, при пересмотре вступивших в силу приговоров, определений, постановлений.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Сущность и значение надзорной инстанции
В порядке надзора проверяется законность судебных решений и определений, вступивших в законную силу. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики. Обеспечение единообразного применения закона является задачей только суда надзорной инстанции.
При разрешении гражданских дел суды совершают ошибки, которые не всегда исправляются в суде апелляционной или кассационной инстанции. До изменения процедуры пересмотра в порядке надзора (до 1 января 2012 г.) поданным судебной статистики отменялось примерно 0,3% от общего числа вынесенных судебных постановлений. В настоящее время, основное бремя пересмотра легло на кассационную инстанцию, которая также будет пересматривать вступившие в законную силу судебные постановления.
Развитие института пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора происходило в несколько этапов. До принятия ГПК РФ Европейский суд по правам человека обращал внимание на то, что российский институт надзорного производства не соответствует мировым и европейским стандартам, что полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться только в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра дела по существу и что в противном случае нарушаются права человека на «справедливое судебное разбирательство», закрепленное в ст. 46 Конституции РФ и гарантированное ст. 6 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод».
Дополнительный аргумент
В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом «С» статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.
Пересмотр в порядке надзора
как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу .
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Сущность и значение надзорного производства;
Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.
Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.
Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Структура судебно-надзорного производства в арбитражном процессе имеет свои особенности. Сначала человек должен получить судебное решение, которое его не устроило. Потом, в течение двух месяцев с момента вступления этого решения в силу, ему необходимо написать надзорную жалобу. В ней указывают реквизиты, адрес инстанции, которая занимается пересматриванием судебного решения. В этом месте стоит вспомнить о том, что действия должны быть последовательны. Что это значит? Судебное решение, например, выданное районным судом, нельзя сразу отправить на рассмотрения Верховным судом. Сначала нужно обратиться к Президиуму регионального значения и только в случае неудовлетворения решением идти дальше. Это работает на руку заявителю, так как если он обратится напрямую в Высший суд, то в случае отклонения жалобы больше обращаться будет некуда. Важно помнить, что обжалованию подлежит что-то одно — или судебное решение, или определение.
После того как заявитель подал жалобу, ее рассматривает судейская коллегия на предмет соответствия основаниям для пересмотра дела. Если основания присутствуют, то дело передается в Президиум Верховного суда.
Виды итоговых решений надзорной инстанции
По итогам судебного разбирательства в суде надзорной инстанции могут быть приняты следующие решения (ст. 412.14 УПК РФ):
- 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения, т.е. если суд не установит «существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела» (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ);
- 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
- 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение по существу. Это означает, что судом установлены существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законодательства, допущенные в стадии назначения заседания суда первой инстанции или судебного разбирательства, и они не устранены ни в апелляции, ни в кассации;
- 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение, т.е. нарушение закона было выявлено только в суде апелляционной инстанции;
- 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение, т.е. нарушение закона было выявлено только в суде кассационной инстанции;
- 6) отменить решение суда кассационной инстанции и оставить без изменения либо изменить приговор, определение или постановление суда и (или) последующие судебные решения;
- 7) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ. Такое происходит в случае, если обнаруживаются существенные нарушения уголовно-процессуального закона в стадии предварительного расследования, и это повлияло на исход всего дела, а устранены они могут только в досудебном производстве;
- 8) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Такое решение принимается Президиумом Верховного Суда РФ при соблюдении следующего требования: «Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается» (п. 2 ст. 412.9 УПК РФ);
- 9) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК РФ, т.е. в случае, если выясниться, что жалоба (представление) подлежали возвращению.
Понятие «поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается» означает, что Президиум Верховного Суда РФ может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.
Однако возможны исключения из этого правила, когда искажена сама суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, либо если были выявлены данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве (ч. 2 ст. 412.9 УПК РФ). В этом случае суд может ухудшить положение осужденного, в т.ч. пересмотрев оправдательный приговор или постановление суда о прекращении уголовного дела.
Такими нарушениями в судебной практике признаются:
- нарушение судом правил, при назначении наказания по совокупности приговоров;
- незаконный состав суда;
- нарушение тайны совещания судей и др.
В случае возвращения Президиумом Верховного Суда РФ уголовного дела в какую-либо инстанцию, оно рассматривается на общих основаниях по правилам этой инстанции без каких-либо изъятий.
Если Президиум Верховного Суда РФ даст конкретные указания, какие недостатки должны быть устранены нижестоящим судом, то они для него обязательны (ч. 2 и 3 ст. 412.13 УПК РФ).
В то же время, отменяя какое-либо судебное решение, Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч.3 ст. 412.12 УПК РФ).
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Понятие и значение стадии надзорного производства
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.