Завершение исполнительного производства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

Сроки подачи исполнительных документов

  • Исполнительные листы и судебные приказы предъявляются в течение трех лет с момента вступления в законную силу
  • Исполнительные документы по делам административном правонарушении предоставляются в течение двух лет
  • Удостоверения по трудовым спорам необходимо предъявить в течение 3-х месяцев
  • Исполнительные листы арбитражных судов, на основе которых восстановлен рок предъявления, предъявляются в течение 3-х месяцев, начиная со дня восстановления срока.

Если исполнительное производства было прекращено из-за невозможности взыскания долга, срок предоставления исполнительного документа отсчитывается заново со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Исковое требование взыскателя может растянуться на неопределенный период. На этот есть несколько причин:

  • Отсрочка. Она возникает, если ответчик оспаривает требования заявителя. Постановление об отсрочки выносит судья или пристав-исполнитель этого дела
  • Приостановка. Ее причины указаны в законе РФ
  • Рассрочка – это решение о переносе срока возврата денежных средств. Как правило, для этого нужны весомые основания. В таком случае назначаются новые даты.
  • В случае, когда принудительное взыскание производится на территории другого ведомства ФССП, период производства составляет 15 дней. Время осуществления производства не учитывается.

Если сроки затягиваются, необходимо получить исполнение с помощью приставов. Для этого нужно:

  • Подать заявление о возбуждении исполнительного производства
  • Иметь информацию о ходе производства
  • Оказать помощь приставу в ведении исполнительного производства
  • Контролировать действия судебного пристава
  • Обжаловать постановление

Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание

В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).

Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.

То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).

Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.

При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.

Читайте также:  Изменение правил предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ

Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.

Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.

В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.

Вопросы уплаты госпошлины

Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.

Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.

Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.

Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.

В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.

Какие последствия остановки исполнительного производства?

В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении?

В соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве»1 судебный пристав-исполнитель (или старший пристав) обязан отослать заинтересованным сторонам уведомление не только о начале, но и о прекращении исполнительного производства. Делается это путем направления постановлений по местам жительства взыскателя и должника.

Закон устанавливает, что приставы могут прекратить, окончить, приостановить ИП (с возможностью возобновления). Все эти действия имеют разные основания и последствия. Так, например, вынесение постановления об окончании исполнительного производства из-за отсутствия имущества или постоянного места работы у должника позволяет ему объявить себя банкротом во внесудебном порядке.

Прежде чем окончить производство, пристав должен организовать исполнительные действия:

  • розыск активов и имущества должника;
  • направление запросов в ГИБДД, Росреестр, ПФР, налоговую;
  • выезд по месту регистрации (месту жительства) должника;
  • установление места работы и источников получения доходов гражданина.

И только если эти мероприятия не дали никаких результатов, выносится постановление об окончании ИП. Снимаются все запреты и аресты, которые были наложены на имущество должника. Но окончание производства не означает, что гражданину простят все долги. Списать задолженность можно, лишь получив статус банкрота – в суде или МФЦ.

Боитесь, что банкрот – это «чёрная метка» на всю жизнь? Где-то за границей – может быть. Но Россия и заграница, как известно, «две большие разницы». У нас статус банкрота – скорее, повод для гордости. Поверьте, ваши знакомые ещё будут с завистью упрашивать вас рассказать, как вам удалось так ловко обвести кредиторов вокруг пальца.

Что за диковинный зверь такой, это банкротство и чем оно реально вам угрожает – мы готовы рассказать на личной юридической консультации в нашем офисе. Приходите! Поверьте – это совершенно бесплатно./div>

Записаться на консультацию

Основания прекращения исполнительного производства

Перечень обстоятельств, на основании которых исполнительное производство прекращается, установлены в ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительное производство прекращается в судебном порядке в случаях:

  • смерти взыскателя либо должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • иные случаи.
Читайте также:  Поднимется максимальный размер платы за детсады в Свердловской области

Последствия прекращения исполнительного производства

Когда прекращается производство приставом, то подлежат отмене все меры принудительного исполнения, ограничения, которые были приняты в рамках конкретного исполнительного производства приставом. В исполнительном документе делается отметка о том, в какой части исполнены требования соответствующего документа.

При прекращении приставом основного производства, он одновременно может возбудить с учетом обстоятельств дела другое производство, например, о взыскании исполнительского сбора. При этом ограничения для должника будут сохранены в необходимом размере.

В случае прекращения производства исполнительный документ остается в материалах прекращенного дела и взыскатель не сможет его предъявить повторно к исполнению.

Отличие окончания исполнительного производства от прекращения

Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:

  1. окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;
  2. процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:

  • окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;
  • возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:
    • по заявлению взыскателя;
    • когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;
    • когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
    • если должник не имеет имущества, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;
    • в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
    • когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;
    • если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;
  • окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:
    • при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;
    • при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;
    • при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;
    • при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.

Порядок исчисления сроков

Основные положения об исчислении сроков содержатся в Главе 3 (ст. 15 — 23) Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), при этом, положение о сроках совершения исполнительных действия, содержится в статье 36.

Согласно статье 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями.

Особое внимание следует обратить на то, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Нерабочими днями являются выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока. Например, течение 5 дневного срока для добровольного исполнение требований исполнительного документа Должником, начинает течь со следующего дня, за днем получения им Постановления о возбуждении исполнительного производства.

Окончание сроков в исполнительном производстве определено статьей 16 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
  • срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
  • срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
  • если ФЗ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Очень важным является то, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

Ряд из перечисленных выше причин может повлечь прекращение исполнительного производства судом на любом этапе. В частности, это распространяется на случаи смерти или объявления должника умершим (если невозможно правопреемство), принятия мирового соглашения, отказа от взыскания. Первые два обстоятельства, например, влекут прекращение исполнительного производства по алиментам. Согласно закону, данные обязательства носят личный характер и не могут быть переданы иным лицам. Необходимо при этом отметить, что в последних двух ситуациях необходимо утверждение суда. Уполномоченное должностное лицо, разрешающее спор, обязано разъяснить сторонам последствия данных мероприятий. Не допускается принятие отказа или утверждение мирового соглашения, а значит, и прекращение исполнительного производства, если это ущемляет интересы и права других лиц.

Читайте также:  РЕШЕНИЕ ОБ ОДОБРЕНИИ ИЛИ О СОВЕРШЕНИИ КРУПНОЙ СДЕЛКИ ПО 44-ФЗ

Как составить заявление

Обязательной формы и специальных требований к составлению законодателем не установлено. Главным фактором здесь служит отсылка на производство и основания прекращения. Составляется, по общему правилу, заявление об отмене исполнительного листа в бумажной или электронной форме. Для направления в ФССП РФ оно должно содержать:

  • подразделение судебных приставов;
  • реквизиты взыскателя и должника;
  • номер производства;
  • основание прекращения;
  • просьбу завершить процедуру.

Обращение для суда содержит :

  • наименование суда;
  • реквизиты взыскателя и должника;
  • номер производства;
  • основание прекращения со ссылкой на положения 229-ФЗ;
  • просьбу завершить процедуру;
  • перечень приложений. Прилагаются документы, подтверждающие обоснованность.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исключением из этого правила являются:

  • исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению (они могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока);
  • исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей (они могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока);
  • судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (они могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу);

Срок предъявления судебного приказа к исполнению составляет три года со дня его выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Срок осуществления исполнительного производства

Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.

Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.

Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:

⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;

⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;

⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;

⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;

⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).

Факторы, влияющие на отказ в возбуждении и отмену исполнительного производства

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *