Путевые листы 2023 — форма, примеры заполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы 2023 — форма, примеры заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Обязательные реквизиты путевого листа

При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.

Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.

Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.

Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).

Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

II. Выпуск машины на линию без путевого листа

Согласно п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Если осуществляется именно такая перевозка, но водитель не имеет при себе путевого листа, его оштрафуют на 500 руб. или ограничатся предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Составить протокол об административном правонарушении уполномочен сотрудник ГИБДД (пп. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Работодателя непосредственно за сам факт отсутствия у водителя путевого листа не наказывают, но в глазах ГИБДД и Минтранса (см. Письмо Минтранса России от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ) это нарушение неразрывно связано с нарушениями требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, Минтранс считает, что путевой лист является документом, в том числе подтверждающим прохождение медицинского осмотра водителем транспортного юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Если путевого листа нет, штрафы по ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ для водителя, организации, ИП становятся практически неизбежны.

III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС

Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:

  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Читайте также:  Как безработному получить субсидию на оплату ЖКУ

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения

Правила заполнения (составления) путевого листа для такси в 2023 году

1. При указании срока действия путевого нужно записывать число, месяц, год (конкретный день), на протяжении которого его будут использовать (это время поездки). Если поездка рассчитана на период больше дня, записывают начало и конец периода поездки (число, месяц, год), во время которой его будут использовать.

2. Если документ оформляет ИП, записывают его инициалы (отчество – при наличии), адрес проживания, ОГРНИП и телефон.

3. Если документ оформляет юрлицо, записывают его название полностью, ОГРН, адрес места нахождения, телефон.

4. Данные автотранспорта для указания: тип, марка, модель, госномер и эти же данные о прицепе (если он есть). Далее – дата, время проведения контроля техсостояния (до рейса, смены) и возвращения на парковку, а также показания одометра:

  • до выезда с парковки;
  • после возвращения из поездки (при заезде на парковку);
  • на момент окончания работы, смены водителя;
  • при передаче авто другому водителю.

5. Записывая сведения о водителе, помимо Ф. И. О., можно указать реквизиты его прав и категорию.

6. Поездка может быть коммерческой, для своих нужд либо связанной с работой спецавтотранспорта. Поэтому там, где нужно указать вид перевозки, выбирают один из этих вариантов. К коммерческим поездкам, помимо прочего, относят постоянную транспортировку багажа и перевозку пассажиров легковым такси и по заказу. Следовательно, при заполнении путевых листов для такси с 1 марта следует указывать вид «коммерческая».

7. Вид сообщения может быть пригородным, городским, междугородним.

8. Подписывают документ (электронную версию – УКЭП либо УНЭП!):

  • медработник (делая соответствующую отметку после проведения медосмотра);
  • механик (делая отметку о выпуске авто на линию, результатах дорейсового контроля перед поездкой);
  • ответственное уполномоченное лицо, назначенное главой организации либо ИП (фиксируя и записывая показания одометра).

Отметим некоторые тонкости заполнения путевых листов. Допустим, ясно, что ПЛ оформляют перед тем, как водитель выедет на свой маршрут. При отсутствии путевого листа возможен штраф.

Пометки о предсменном техконтроле ставят вместо пометки о предрейсовом техконтроле, если водитель успевает съездить в два или больше рейсов за одну смену по одному ПЛ.

Если несколько водителей работают посменно на одной машине, то Вы вправе выписать свой ПЛ для каждого. Но можно этого и не делать, потому что в одном путевом листе допустимо указание нескольких шофёров.

Если путевой лист не один, то время отъезда и данные одометра на этот момент можно проставить только в первом листе, а время приезда и новый показатель пробега — только в последнем.

Оформление путевого листа в случае аренды с экипажем

10. Путевой лист должен быть оформлен или сформирован собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. В случае если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист должен быть оформлен арендодателем.

В данном пункте интерес представляет второе предложение, где описана аренда транспортного средства с экипажем. То есть, речь идет о ситуации, когда организация отдает в аренду свой автобус или грузовик вместе с водителем.

В этом случае путевой лист оформляет арендодатель, то есть организация, которая владеет автобусом и отдает его в аренду.

Что такое режим рабочего времени

Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197 (30/12-01 г.). Согласно Трудовому Кодексу введены нормативы рабочего времени водителей. Не стоит путать срок действия путевого листа (раньше выдавали на сутки) с часами нахождения за рулем. На управление транспортом отводится 40 часов в неделю. Это смена, продолжительностью от 7 до 8 ч., зависящая от количества рабочих дней в неделе. С перерывом на отдых не может превышать 12 ч. (промежуток свободного от работы времени – до 4 ч.)

Допускаются сверхурочные, не превышающие 56 часов в неделю, но за 2 месяца подряд суммарный показатель не должен превышать 90 ч. Существует категория перевозчиков, попадающих в исключения, подчиняющихся особым правилам. Водители такси в нее не входят.

Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

Смену можно разбивать на части, делая длительные (до 5 ч.) неоплачиваемые перерывы. Возможна переработка, например, чтобы доставить последнего пассажира. Тогда возвращение авто на место парковки будет с небольшим опоздаем, что не является нарушением.

Примечание: В конце смены, когда такси отправляется в парк, подвозить пассажиров можно только в этом направлении.

В рабочее время водителя такси входит:

  • непосредственное управление автомобилем;
  • перерыв на конечных пунктах;
  • подготовка к рейсу и обслуживание транспорта после возвращения на стоянку;
  • время, включая дорогу, затраченное на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр;
  • простой не по вине таксиста;
  • ремонт автотранспорта в период нахождения на линии.

График работы сотрудников утверждает администрация предприятия. В путевом листе обозначают ни только время выезда на линию и возврат ТС на стоянку, но и периоды работы и отдыха. На основании данных Задания контролирующие органы проверяют фактическое рабочее время водителя.

Примечание: Чтобы не возникало проблем с графиком рабочего времени водителей такси, работодатель обязан уведомить о нем сотрудников. При оформлении путевого листа указывать период (длину смены) нахождения на линии.

Нужен ли в путевом листе штамп о прохождении предрейсового (послерейсового) медосмотра водителей

После мартовского Приказа Минтранса количество обязательных штампов в путевом листе уменьшили. Можно не ставить печать организации в шапке бланка, подтверждать личным (круглым) штампиком врача допуск к управлению ТС. При очном осмотре штамп о медосмотре ставят, заверяя подписью и ФИО медработника. В графе о пройденном пред-, послерейсовом осмотре указывают: дату, время, подпись и ФИО медика.

При дистанционной форме медицинского контроля используют усиленную ЭЦП с расшифровкой фамилии +инициалы. Вместо печати в путевом листе отводят специальные поля для вклейки стикера или электронного подтверждения записи, что водитель допущен к работе.

Примечание: Требования о необходимости ставить штамп-допуск о проведенном медосвидетельствовании прописан в Приказе Минздрава РФ №835н. В настоящее время норматив корректируется, поэтому утратил силу. Но приведенные правила актуальны для очного мед. осмотра водителей такси.

Использование такси в личных целях

По разъяснениям Ространснадзора, если автомобиль находится в собственности водителя, использовать его для личных поездок можно. Путевой лист при этом оформлять не требуется. Но как доказать представителям ДПС, что в момент проверки, услуги по перевозке пассажиров не оказываются, а в салоне сидит знакомая, с которой владелец авто просто катается по городу.

Прежде всего помните о видеокамерах, выезде на выделенную полосу и съемных носителях опознания таксомотора, в частности, верхнем фонаре.

Поэтому:

  • не сажайте (не высаживайте) “друзей” в поле зрения видеокамер;
  • ездите только в общем транспортном потоке;
  • уберите атрибуты таксомотора, которые возможно;
  • не берите заказы у диспетчеров;
  • не используйте счетчик.

Если с вами поступят неправомерно, например, заберут авто на штрафстоянку за отсутствие путевого листа, который вы не обязаны были оформлять, то позаботьтесь, чтобы не могли предъявить ничего из вышеперечисленного. К сожалению Закон не дает четких установок при использовании личного транспорта в такси. Поэтому наличие проблем, в такой ситуации, зависит от совести контролирующего сотрудника ГИБДД.

Примечание: Использовать арендованное ТС-такси для личных поездок запрещено, если отсутствует документ, подтверждающий легитимность рейса, т. е., разрешение от владельца автотранспорта.

О порядке оформления путевого листа

На путевые листы все больше распространяется цифровизация. Если раньше речь шла об оформлении в электронном виде только журнала регистрации путевых листов, то теперь сказано, что и сам путевой лист может создаваться не только в бумажном, но и в электронном виде (п. 9 приложения к Приказу № 390).

Правда, надо ожидать дополнительных указаний, как практически оформляется электронный путевой лист и как он будет предъявляться, например, сотрудникам ГИБДД. Но уже в приложении к Приказу № 390 отмечается, что результаты медосмотра водителя или показания одометра могут заверяться ответственными лицами с помощью электронной подписи.

Обозначено, что путевой лист должен быть оформлен или сформирован собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях (ранее имелось в виду каждое эксплуатируемое транспортное средство) (п. 10 приложения к Приказу № 390).

Изменения в порядке записи показаний одометра

Важное изменение для путевых листов — новые правила внесения даты, времени и показаний одометра. По действующему приказу показания одометра записываются при выезде транспортного средства с парковочного места, которое предназначено для стоянки по завершению рейса, и по возвращению автомобиля на парковку.

Минтранс добавил еще один случай включения пробега в путевой лист. Если несколько водителей работают на одном транспортном средстве, и на него выписывается несколько путевых листов.

С 1 марта 2023 года каждый раз при приеме-сдаче автомобиля требуется зафиксировать показания одометра с датой и временем. Эти сведения должны быть заверены в путевом листе ответственным лицом подписью на бумажном носителе или электронной подписью.

Читайте также:  Сверхурочная работа: оформляем и оплачиваем правильно

Требования к путевому листу

Образцы путевых листов в 2023 году должны будут содержать в себе следующую информацию:

  1. В течение какого срока действует документ. Обязательно указывается полная дата — год, месяц и число. В случае, если путевой лист оформляется на срок более 1 дня, обязательно указываются даты начала и окончания действия документа.

  2. Кто именно оформил путевой лист. До изменений в путевых листах с 2023 года в формах нужно было указывать сведения о владельце транспорта. Если документ оформляет ИП, он обязательно указывает в нём свои Ф.И.О., ОГРНИП, адрес регистрации по месту жительства, телефонный номер. Если бланк выдаётся от юридического лица, то в него вносят информацию об ОГРН, полном наименовании, телефонном номере, адресе местонахождения.

  3. Какое транспортное средство используется в перевозках. Прописывается информация о том, какой тип (легковой, грузовой и другие), модель и марка транспортного средства используется в перевозках, а при наличии полуприцепов и прицепов также указывается информация о них. Если законом предусмотрена обязанность предсменного или предрейсового контроля, то время (часы и минуты), а также дата проведения техосмотра. Дополнительно прописывается регистрационный и/или инвентарный номер (последний актуален для троллейбусов и трамваев), километры пробега до и после окончания рейса или смены, время и дата выезда и возвращения. Новое правило в снятии показаний одометра: необходимо также указывать их в случае, если на одно транспортное средство оформляется несколько путевых листов. Тогда указываются километры пробега при передаче транспортного средства от одного водителя другому.

  4. Кто водитель или водители транспортного средства. В путевом листе прописывается Ф.И.О. водителя, а также время и дата проведения предсменного или предрейсового медосмотра.

  5. Вид перевозки. Приказ выделяет 3 вида перевозок: коммерческие, для собственных нужд и в специальных транспортных средствах. В случае коммерческих перевозок дополнительно уточняется их категория — например, работа такси, заказная перевозка грузов или регулярный пассажирский рейс.

  6. В форму путевого листа с 2023 года обязательно нужно включать информацию о виде сообщения. Минтранс в своём приказе выделяет 3 вида: междугородное, пригородное и городское.

Когда нужен путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 259-ФЗ). В нём указывают маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Как заполнять электронные путевые листы по новым правилам

В проекте приказа предложен новый порядок заполнения электронных путевых листов. Если приказ подпишут в существующем виде, то оформлять ПЛ будет необходимо по следующим правилам.

Путевой лист оформляется в электронном виде до выпуска автомобиля на линию. Можно оформлять несколько ПЛ на один автомобиль, если на нём работают несколько водителей.

Путевые листы оформляет владелец ТС на каждый автомобиль, который используется в пассажирских и грузоперевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Даты, время и результат проведения медосмотра водителя в путевом листе указывает медицинский работник, проводивший осмотр, и подписывает своей УКЭП.

В качестве результата проведения медицинского осмотра водителя в электронном ПЛ предусмотрены следующие отметки:

  • «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» — проставляется в случае отсутствия заболеваний и следов алкогольного или наркотического опьянения;
  • «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей не допущен» — проставляется при обнаружении заболевания или признаков опьянения с указанием этих признаков;
  • «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения не выявлены»;
  • «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, выявлены признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения» — в этом случае указываются выявленные признаки.

Дата и время предсменного техосмотра и выпуска автомобиля на линию проставляются лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, и подписываются его УКЭП.

В результате проведённого техосмотра в путевом листе указываются отметки:

  • «выпуск на линию разрешён», если ТС соответствует требованиям, закреплённым в порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемом Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • «выпуск на линию не разрешён», если при техосмотре ТС обнаружились несоответствия этим требованиям.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *