Ст 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.

Субъекты, желающие воспользоваться правом, предусмотренным ст. 145, в извещении указывают величину прибыли. Расчет выручки осуществляется в соответствии с правилами, закрепленными в учетной политике. При этом в вычислениях используются прибыли, полученные как от облагаемых (по нулевой ставке в том числе), так и не облагаемых налогом услуг, товаров, работ, и в денежной и натуральной формах. В расчетах учитывается и оплата ценными бумагами, а также прибыль от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг на территориях, не относящихся к РФ. Только в этом случае можно воспользоваться правом, которое предоставляет статья 145 НК РФ. Практика арбитражных судов подтверждает данное положение. При определении выручки, от суммы которой зависит возможность получения права по рассматриваемой норме, следует учитывать все виды поступлений субъекта.

Особенности исчисления НДС при использовании освобождения

Во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно должны применяться правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ.

После отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению суммы налога по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, правомерно принятые к вычету до использования права на освобождение, но не использованные для указанных операций.

Обращаем внимание, что восстановление НДС производится путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

При этом по основным средствам НДС восстанавливается в сумме, пропорциональной остаточной стоимости. Прежняя редакция ст. 170 НК РФ не разъясняла, за счет какого источника покрывать расходы на уплату восстановленного НДС. Поэтому некоторые налогоплательщики ошибочно включали эти затраты в стоимость основного средства. Между тем по правилам бухгалтерского учета первоначальная стоимость основного средства может изменяться только при достройке, дооборудовании и реконструкции. До 2006 г. организации должны были списывать эти суммы за счет прибыли, которая оставалась после уплаты налогов. С 2006 г. сумма НДС, восстановленная по основному средству, включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В периоде использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, лицами, использующими освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные налогоплательщиком при их ввозе на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налоговое освобождение применяется при совершении налогоплательщиком как операций по реализации товаров (работ, услуг), так и всех прочих операций, являющихся в обычных условиях объектом обложения НДС. Однако даже получившие освобождение от уплаты НДС организации в некоторых случаях все равно обязаны перечислить НДС в бюджет: если налогоплательщик, получивший освобождение от НДС, выделил сумму НДС в счете-фактуре, выданном покупателю, а также, если он является импортером или налоговым агентом.

Рассмотрим каждую из названных ситуаций в отдельности.

После получения освобождения от использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС при оформлении первичных учетных документов, расчетных документов и счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики не выделяют в них сумму налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, счета-фактуры покупателю с выделением НДС сумма налога по данной операции подлежит уплате в бюджет.

Однако суммы «входного» НДС по такой реализации, на основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, вычету из общей суммы налога не подлежат. Как отмечено ранее, организации получают освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по всей своей деятельности и не могут использовать его выборочно, т.е. по одному виду реализации или в отношении определенного круга покупателей.

На основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам при приобретении ими товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и вычету из общей суммы налога не подлежат.

Поэтому если налогоплательщик пользуется освобождением от НДС, то у него в принципе нет возможности зачета НДС. В то же время обязанность по начислению НДС в рассматриваемой ситуации прямо предусмотрена в НК РФ.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н, организации, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют в налоговый орган титульный лист и разд. 1.1 налоговой декларации по НДС.

Читайте также:  Имущественный вычет в 2023 году: изменения и разъяснения

Лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств), а также перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, признаются налоговыми агентами. Такое определение дано в п. 1 ст. 24 НК РФ. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся третьим лицам.

Применительно к НДС налоговыми агентами расчеты с бюджетом осуществляются в трех случаях:

  • при реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации на территории РФ конфискованного и бесхозного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Возникновение у организации обязанностей налогового агента по НДС не обусловлено наличием у нее статуса плательщика данного налога. Именно поэтому налоговыми агентами могут быть организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Комментарий к статье 145 НК РФ

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:
— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов — специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— по реализации земельных участков (долей в них);
— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
— осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:
— соответствующее письменное уведомление;
— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
— выписку из книги продаж;
— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Читайте также:  Пригон авто в ДНР (Донецк), ЛНР (Луганск) из Европы, США и Грузии

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Освобождение от уплаты НДС в 2021 гг

Применять освобождение от НДС можно с первого числа любого месяца в течение календарного года

При этом важно проинформировать свою ИФНС не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение. То есть, если вы начали применять его 6-го июня, то до 20-го июня важно подать информацию об этом

Форма сообщения сегодня — это уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Вместе с уведомлением нужно представить следующие документы:

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но с учетом того, что должно быть четко видно размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Банковская гарантия возмещения НДС

Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России.

Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям: иметь лицензию Банка России; вести деятельность не менее 5 лет; иметь собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей; соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению.

Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Рассмотрим, можно ли принять к вычету НДС, который был уплачен при приобретении основных средств в периоде использования права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, когда организация или индивидуальный предприниматель утратили право на освобождение от НДС

16.02.2017Автор: Степан Арыков, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Предположим, что компания, получив право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса (далее — Кодекс), впоследствии его утратила. Проанализируем, правомерно ли будет в рассматриваемой ситуации принять к вычету суммы НДС, которые были уплачены в отношении основных средств, приобретенных ранее (до утраты права на освобождение от НДС), в размере, пропорциональном остаточной стоимости этих основных средств?

Права и обязанности налогоплательщика

Освобождение от НДС носит характер уведомления. Поэтому согласие на льготу от налогового органа не требуется. Предприниматель, который освобожден от рассматриваемого сбора, не должен:

  • рассчитывать и уплачивать НДС: исключения составляют случаи, когда он формирует счет-фактуру;
  • сдавать в налоговую декларацию с НДС.

Плательщик, который не платит НДС, не может быть освобожден:

  • от выставления счетов-фактур покупателям: в документах он не выделяет налог, а просто использует надпись – без НДС;
  • от ведения книги продаж;
  • если НДС включается в стоимость товаров при предъявлении их поставщикам.

Особенности освобождения

Вопросы, касающиеся порядка уплаты НДС, а также алгоритма освобождения от налога, регламентируются ФЗ №117.

  1. Бюджетное учреждение: могут получить льготу по аналогии с обычными предпринимателями по статье 145 НК РФ. Какие-либо особенности отсутствуют, несмотря на бюджетный статус предприятия.
  2. ЕСХН: определяющим фактором в приобретении льготы выступает выручка (годовая). Например, обратиться за освобождением могут фермерские хозяйства, чей доход без НДС за год составил 100 млн. рублей – 2021 год. Далее, в 2021 и 2021 гг. по 90 млн. и 80 млн. соответственно.
  3. ЕНВД, ОСНО, УСН – это специальные режимы, с переходом на которые налогоплательщик вправе освободиться от уплаты НДС. Но для применения самого специального режима налогоплательщик должен соответствовать критериям, которые существуют для каждого режима налогообложения. В основном, они касаются численности, объема выручки малого предприятия.
  4. При импорте оборудования: освобождение от уплаты налога при ввозе товаров в Россию возможно, если они не облагаются налогом, а также ввозится технологическое оборудование, аналоги которого в России отсутствуют.
  5. Частичное освобождение: статья 149 НК РФ предусматривает возможность освобождения некоторых операций предпринимателя от НДС. Например, не облагаются этим налогом некоторые посреднические операции, реализация продукции, связанная с результатом интеллектуальной деятельности (только при наличии лицензии).
  6. Медицинское оборудование: льготный режим предусмотрен для жизненно необходимых медицинских товаров. Обязательным критерием, по которому происходит освобождение, выступает регистрационное удостоверение, выданное Минсоцздравразвития.

Общие правила для применения права на освобождение

Для начала напомним общие правила применения освобождения от обязанностей налогоплательщика. В соответствии с требованиями ст. 145 НК РФ плательщикам НДС предоставляется право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей. Так, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Читайте также:  Штраф за тонировку в 2023 году

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Право на применение освобождения также не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Но даже если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет наряду с обычной реализацией реализацию подакцизных товаров, можно получить право на освобождение при наличии раздельного учета таких операций. Данную позицию высказал КС РФ (Определение от 10.11.2002 № 313-О), и в дальнейшем подтвердил ВАС РФ (постановление Пленума от 30.05.2014 № 33). Таким образом, выручка от реализации подакцизных товаров не учитывается при подсчете размера выручки для применения освобождения от обязанностей плательщика НДС. А положения ст. 145 НК РФ не могут служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанности плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № А48-3291/2014). Отсутствие раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров судом не рассматривается как основание утраты права на применение освобождения от уплаты НДС (постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.2008 № Ф06-4062/2008).

Следует отметить, что на сегодняшний день существует единственное письмо финансистов, указывающее на невозможность использования права на освобождение в связи с реализацией подакцизных товаров (письмо Минфина России от 31.10.2013 № 03-07-14/46542). Правда, позиция Минфина России сформирована до выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Поэтому налоговые органы на местах при проведении проверок должны будут руководствоваться позицией высших судей (письмо Минфина России и ФНС России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571).

Критерии, позволяющие работу на спецрежимах

Их можно разделить на следующие группы:

  1. Юридический статус плательщика. К примеру, на УСН и ЕНВД не могут перейти юридические лица, среди учредителей которых есть другие организации, имеющие долю в уставном капитале более 25%. Из данного правила есть исключения — для некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и предприятий, занимающихся применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Что же касается перехода на ПСН, то он доступен только для ИП.
  2. Вид деятельности. Организации и ИП, относящиеся к некоторым сферам бизнеса, не имеют права отказаться от общего налогового режима. Это игорный бизнес, производство и реализация подакцизных товаров, услуги нотариусов и адвокатов и некоторые другие. Кроме того, для таких спецрежимов, как ЕСХН, ЕНВД, НПД и ПСН, установлен перечень видов деятельности, при которых их можно применять.
  3. Масштабы бизнеса. Для перехода на специальный режим предприятие не должно превышать определенные количественные параметры по годовой выручке, остаточной стоимости основных средств, численности, занимаемым площадям. Эти параметры могут значительно отличаться для разных специальных режимов. Например, для патентной системы численность должна быть не более 15 чел., а для рыболовецких хозяйств (в рамках ЕСХН) может достигать 300 чел.
  4. Организационная структура. Не имеют права перейти на УСН организации, имеющие филиалы.

Отказ от освобождения: НДС выгоднее начислить в следующих случаях

Казалось бы, зачем отказываться от предоставляемой льготы? Но в некоторых случаях может быть выгоднее начислять НДС на общих основаниях.

Дело в том, что при освобождении от НДС не исчисляется не только налог, начисленный с реализации, но и входной. Если он регулярно превышает начисленный, то выгоднее не пользоваться освобождением.

Или если, например, необлагаемые в соответствии со ст. 149 НК РФ операции занимают небольшую долю в обороте компании, то затраты на организацию раздельного учета могут превысить выгоду от экономии на НДС. В этом случае также лучше исчислить НДС по всей реализации без применения льгот.

Отказываясь от права на освобождение от НДС, следует учитывать особенности, связанные с каждым из вариантов предоставления льготы.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Как потерять право на освобождение от уплаты НДС

Освобождение дается на 12 календарных месяцев, по истечении которых можно продлить его еще на 12 месяцев, представив документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей. Так же представляется уведомление о продлении права на освобождение (по той же форме, что и при получении освобождения). Если же не планируется применять освобождение в следующие 12 месяцев, подается уведомление об отказе от использования этого права (в свободной форме).

Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *