Инвентаризация: как и зачем ее проводят

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация: как и зачем ее проводят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На следующем этапе комиссия путем пересчета осуществляет проверку фактического наличия остатков продукции на складе/магазине. Данная процедура обязательно должна проводиться в присутствии материально ответственных лиц.

Проверка остатков продукции при инвентаризации

При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В приложениях к данному приказу содержатся и типовые формы документов, составляемых в процессе и по итогам инвентаризации.

Перед началом пересчета остатков составляется инвентаризационная опись (форма № инв-3 по ОКУД 0309003). Опись составляется в двух экземплярах, один из которых впоследствии передается в бухгалтерию для сверки с данными бухучета, а второй – передается материально ответственному лицу.

После этого с материально ответственных лиц необходимо будет получить расписки о том, что все расходные и приходные документы были переданы в бухгалтерию организации. Данная расписка дается в самом бланке инвентаризационной описи. Также они расписываются в том, что все товарные остатки к моменту начала инвентаризации были оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

Пересчет может осуществляться как вручную, так и с использованием технических средств. Например, терминалов сбора данных, которые посредством сканирования считывают коды готовой продукции и по итогам считывания информации со всех коробок продукции автоматически формируют инвентаризационные описи.

После фактического пересчета остатков продукции полученные данные разрешается вносить в опись. Что-либо указывать в описи со слов участников инвентаризации нельзя. Готовая продукция и ее остатки отражаются в описи по каждому отдельному наименованию. В описи указывают вид, группу, количество, артикул и другие характеристики продукции, принятые в учете организации.

Инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения в порядке расположения продукции в помещении. После того как продукция в помещении полностью проверена и внесена в опись, помещение закрывается и при необходимости пломбируется, а проверяющие переходят к проверке следующего помещения.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся товары, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (письмо Минфина от 03.10.2018 № 07-01-10/71098).

Причем во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в шкафу/сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц

В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения. Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».

В данной статье рассмотрены примеры отражения недостачи материальных ценностей и финансовых активов, числящихся в бюджетном учете как средства, полученные из бюджета.

Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.

В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества.

Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Размер ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов). Далее задолженность по ущербу должна учитываться на балансовых счетах бухгалтерского учета с момента возникновения и до полного погашения.

Списание недостачи возможно при соблюдении следующих условий:

При соблюдении вышеперечисленных факторов, можно приступать непосредственно к списанию. Порядок при этом будет следующим:

Порядок действий Что в себя включает
Издание приказа Руководитель издает соответствующий приказ (если внутренними документами компании не предусмотрено иное)
Списание Списание производится с кредита в дебет по счету, предусмотренному порядком учета
Покрытие расходов Если требуется покрытие транспортных расходов, а также оплата труда лицам, проводившим инвентаризацию, то к этому же счету по дебету также следует добавить требуемую сумму
Сопоставление данных Из бухгалтерии поступают расчеты по нормам естественной убыли, которые сопоставляются с фактической недостачей. Если недостача превышает, то проводится списание.
Восстановление НДС НДС может быть восстановлен или нет. В случае восстановления, он отражается по дебету.

Налоговый учет недостачи при инвентаризации

В налоговом учете недостачу товаров можно отнести к материальным или внереализационных расходам. В первом случае это возможно, если недостача возникла в процессе их хранения и транспортировки (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Списание недостачи происходит в соответствии с нормами естественной убыли, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814. Потери сверх норм естественной убыли в материальных расходах не отражаются.

При этом недостачу товаров, по которым нет норм, либо суммы, превышающие указанные показатели, можно учесть во внереализационных расходах организации. Однако для этого необходимо выполнить ряд условий.

1. Недостача ТМЦ произошла в результате чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, пожар, авария на производстве и др.). При этом имеются документы, подтверждающие чрезвычайную ситуацию. Так, например, для признания потерь от пожара должны быть оформлены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в котором устанавливается причина возгорания.

Кроме того, потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества (письмо Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-07-11/67464). Отметим, что если работодатель отказался взыскивать с работников суммы недостач, допущенных по их вине, НДФЛ он не удерживает. Расходы на компенсацию материального ущерба за счет собственных средств не облагаются также страховыми взносами, поскольку не относятся к объекту обложения ими (письмо Минфина РФ от 20.10.2017 № 03-04-06/68917).

2. Недостача возникла по вине работников или иных лиц.

В этом случае крайне важно наличие документов, подтверждающих признание виновником ущерба, или вступившее в силу решение суда о взыскании. Факт хищения можно подтвердить решением суда или, например, объяснительной запиской сотрудника. Расходы учитываются на дату признания ущерба должником или на дату вступления в силу решения суда, то есть одновременно с признанием внереализационного дохода (письмо Минфина РФ от 27.04.2020 № 03-03-06/1/34033).

Если же виновное лицо не установлено, то для подтверждения расходов необходимо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и др.). Данные документы выдают уполномоченные органы власти (письма Минфина РФ от 27.04.2020 № 03-03-07/34451, от 06.07.2015 № 03-03-06/1/38849).

Расходы учитываются на дату:

Обратите внимание: НДС при недостаче восстанавливать не надо (письмо ФНС РФ от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@).

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Оприходованы основные средства как излишки косгу

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2021 года вступили в силу 5 очередных федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.

Материальная ответственность работника исключается в случаях нанесения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.

Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения.

Коды доходов от возмещения недостачи (КБК, АГПДБ, КОСГУ, КВФО)

КВФО доходов от возмещения недостач – для бюджетных, автономных учреждений.

Независимо от того, по какому коду вида финансового обеспечения было отражено имущество в учете, доходы от возмещения недостачи для бюджетного и автономного учреждения следует считать доходами от приносящей доход деятельности, КВФО «2».

Читайте также:  Статья 187 ГК РФ. Передоверие (действующая редакция)

КОСГУ доходов от возмещения недостач денежных средств – для начисления дохода КОСГУ доходов не используют, для отражения кассовых доходов код КОСГУ законодательством не установлен, предлагаем использовать КОСГУ 199.

КОСГУ доходов от возмещения недостач денежных документов – для начисления доходов – КОСГУ 172, для отражения кассовых доходов код КОСГУ законодательством не установлен, предлагаем использовать КОСГУ 199.

КОСГУ доходов от возмещения недостач основных средств и материальных запасов – для начисления доходов – КОСГУ 172, для отражения кассовых доходов использовать КОСГУ 410 для возмещения недостачи основных средств, КОСГУ 440 – для возмещения недостачи материальных запасов.

КБК доходов от возмещения недостачи денежных средств (для казенных) законодательством не установлен, предлагаем использовать КБК доходов из группы 11705000000000 «Прочие неналоговые доходы», выбрать соответствующий код в зависимости от уровня бюджета.

КБК доходов от возмещения недостачи денежных документов (для казенных) законодательством не установлен, предлагаем использовать КБК доходов из группы 11705000000000 «Прочие неналоговые доходы».

КБК доходов от возмещения недостачи основных средств и материальных запасов (для казенных) – следует использовать коды КБК из группы 11402000000000 «Доходы от реализации имущества», выбрать соответствующий код в зависимости от уровня бюджета.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи денежных средств законодательством не установлен, предлагаем использовать код 180.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи денежных документов законодательством не установлен, предлагаем использовать код 180.

Код аналитической группы доходов (АГПДБ) от возмещения недостачи основных средств и материальных запасов – следует использовать код 410 для возмещения недостачи основных средств, код 440 – для возмещения недостачи материальных запасов.

Погашение Недостачи В Бюджетном Учреждении Проводки В 2021 Году

А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

В частности, уменьшение суммы ущерба, выявленного в связи с недостачей нефинансовых активов, по сравнению с их балансовой стоимостью могло произойти в результате снижения рыночных цен на аналогичные товары. В такой ситуации учреждению необходимо обосновать причины снижения текущей восстановительной (текущей оценочной) стоимости материальных ценностей.

В 2021 году в Инструкцию № 157н внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2021 № 298н (далее – Приказ № 298н). Инструкции N 157н выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.

По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):

  • события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка от обесценения актива;
  • сумма признанного или восстановленного убытка от обесценения актива;
  • группа, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.

Также раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит информация об объектах основных средств, не соответствующих критериям признания их активами (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

Излишки и недостачи имущества в казенном учреждении: оформление и учет

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина выпустил 15.06.2007 Письмо N 03-03-05/161, в котором ответил на следующие вопросы: как в бухгалтерском учете отражаются суммы излишков материальных ценностей, находящихся в учете по бюджетной деятельности? Является ли стоимость полученных излишков доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль?

Настоящая статья освещает позицию финансового ведомства по данным вопросам.

ПБУ 6/01 актив учитывается в качестве основного средства при одновременном выполнении четырех условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с п.

  • выбором из справочника Сотрудники;
  • по гиперссылке Заполнить состав комиссии, которая обращается к справочнику Постоянно действующие комиссии.

В группе Дополнительные параметры инвентаризационной описи необходимо заполнить реквизиты:

  • номер и дату приказа о проведении инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • период проведения инвентаризации (даты начала и окончания);
  • причину инвентаризации.

Рис. 4 5. После проведения документа по кнопке Печать (рис. 4) можно распечатать Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов ф. 0504087 (рис. 5). Рис. 5 6. Для оформления итогов инвентаризации и печати Акта о результатах инвентаризации (ф.

0504835) предназначены документы Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и Акт о результатах инвентаризации (ф.

Специалисты Минфина России также отмечают, что оценка стоимости имущества, выявленного при инвентаризации, должна производиться с учетом указанного пункта и отражаться в налоговом учете в порядке, аналогичном порядку, установленному в целях бухгалтерского учета, на дату проведения инвентаризации (письма Минфина России от 22.04.2011 № 03-03-06/1/263, от 12.10.2010 № 03-03-06/1/644, от 06.06.2008 № 03-03-06/4/42). Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п.

Отражение в бюджетном учете выявленных при инвентаризации недостач

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, было обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Виновник пропажи не установлен. Компьютер был приобретен за счет субсидии на иные цели и относится к особо ценному имуществу. Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.

Отражение в учете выбытия частей основного средства будет зависеть от решения руководителя о порядке использования и учета материальных ценностей, остающихся в распоряжении учреждения после обнаружения хищения. Данное решение должно приниматься исходя из технических возможностей и экономической целесообразности.

Недостача (порча) материальных ценностей в пределах норм естественной убыли не учитывается на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу», а относится в соответствии с распоряжением руководителя на расходы учреждения (себестоимость готовой продукции, работ, услуг).

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном порядке (п. 220 Инструкции № 157н, п. 107 Инструкции № 174н).

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

В распорядительном документе о проведении инвентаризации устанавливаются случаи проведения инвентаризаций, их сроки (продолжительность), состав инвентаризационной комиссии, степень охвата объектов учета (полная или выборочная), непосредственно порядок проведения инвентаризации (методика, используемые формы, порядок взвешивания, обмеривания, выявления разниц и т.п.).

В то же время выбытие объектов основных средств при выявленной недостаче отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (п. 12 Инструкции N 157н). Вместе с тем, если объект учитывался на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», его выбытие в результате недостачи отражается путем уменьшения данного забалансового счета (п. 332 Инструкции N 157н).Одновременно суммы выявленного ущерба отражаются по дебету счетов 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов» и 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам» (п. 109 Инструкции N 174н, п.п. 220, 221 Инструкции N 157н).

  • Недостача продуктов питания проводки
  • Бюджетный учет расчетов по недостачам
  • Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях*(1)
  • Возмещение недостачи виновными лицами, отражение в учете
  • Излишки, недостачи, пересортица. как отразить в учете? (алексеева м.)
  • Проводки по недостаче продуктов питания в бюджетном учреждении
Читайте также:  Как оформить пенсию по потере кормильца, кто имеет право на такую пенсию?

Инвентаризация кассы может проводиться внепланово, внезапно и без предупреждения, в целях контроля за ответственностью МОЛ. Сроки и порядок внеплановой инвентаризации также устанавливаются нормативными актами предприятия.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Присутствие МОЛ в списке комиссии обязательно. Кроме этого, желательно присутствие сотрудников СБ и внутреннего аудита (при наличии). При отсутствии подписи даже одного из членов комиссии, инвентаризация признается недействительной.

Комплекс и сроки проведения ревизионных мероприятий инициируются только по специальному распоряжению руководства компании. Причем нет никакой разницы, плановая это ревизия или нет. Подробности в статье «Как составить приказ о проведении инвентаризации». А в этой мы коснемся бухучета и перечислим проводки, которые понадобятся бухгалтеру.

Каждый экономический субъект, будь то коммерческая фирма или бюджетное госучреждение, обязан периодически проводить инвентаризационные проверки. Данная процедура является обязательной, так как позволяет реально оценить фактическое наличие имущества и прочих ценностей. Без контрольно-ревизионных мероприятий оценить реальную стоимость активов предприятия невозможно. По итогам ревизии бухгалтерия отражает в бухучете проводки по инвентаризации.

Отметим, что проверка может быть как плановой, так и внезапной или внеплановой. Например, внеплановая ревизия проводится при смене материально-ответственного лица или при установлении фактов хищений и прочих обстоятельствах. А к внезапной проверке можно отнести ревизию кассы.

Комплекс и сроки проведения ревизионных мероприятий инициируются только по специальному распоряжению руководства компании. Причем нет никакой разницы, плановая это ревизия или нет. Подробности в статье «Как составить приказ о проведении инвентаризации». А в этой мы коснемся бухучета и перечислим проводки, которые понадобятся бухгалтеру.

Как оприходовать выявленые объекты ОС, отсутствующие в учете

Компания ГАРАНТ

Организация, применявшая УСН, перешла на общую систему налогообложения. Выявлены объекты ОС (павильоны, железнодорожный тупик), на которые нет документов на приобретение и, так как применялся УСН, нет отчислений по налогу на имущество.
Как оприходовать эти объекты и по какой стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Неучтенные основные средства можно принять к учету только по результатам проведенной инвентаризации.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Излишки имущества (в том числе основных средств), не принятые к учету, выявляются по результатам проведения инвентаризации.

Таким образом, организация может принять к учету обнаруженные неучтенные основные средства только в результате проведения инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).

Результаты инвентаризации должны быть оформлены соответствующими первичными документами по формам: N ИНВ-1 — Инвентаризационная опись основных средств, N ИНВ-18 — Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (утверждены постановлением Росстата от 18.08.1998 N 88), N ИНВ-26 — Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (утверждена постановлением Росстата от 27.03.2000 N 26).

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, п. 5.1 Методических указаний N 49 и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, излишки имущества, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется у коммерческой организации на финансовые результаты.

Согласно п. 29 и 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания N 91н), неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении организацией инвентаризации активов и обязательств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве прочих доходов. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы:

— данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

— экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Основные средства, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором будут оформлены документы по инвентаризации и выявлению излишков, оценке выявленного актива (например, заключение эксперта о рыночной стоимости объекта и сроке его полезного использования), акт приемки-передачи объекта основных средств по форме N ОС-1 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7). А по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний N 49).

Таким образом, при принятии к учету основных средств, выявленных в ходе инвентаризации, в бухгалтерском учете будет сделана запись:

Дебет 01 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— излишки основных средств, выявленные в ходе инвентаризации, приняты в состав объектов основных средств по рыночной стоимости.

Следует отметить, что в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не содержится специальных норм, касающихся начисления амортизации по объектам ОС, выявленных в качестве излишков при инвентаризации. Таким образом, начисление амортизации по указанным объектам производится в общем порядке, установленном п. 21 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а именно начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия данных объектов к учету.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. Учет таких «малоценных» активов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/189, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/136, от 02.12.2008 N 03-03-06/1/657 и другие).

Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков имущества, выявленных в ходе инвентаризации, признается в составе внереализационных доходов.
На основании п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Пунктом 6 ст. 274 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 п. 3, а также п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость и акциза).

Рыночной ценой товара (работы, услуги) согласно п. 4 ст. 40 НК РФ признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Определения идентичных и однородных товаров (работ, услуг) даны в п.п. 6-7 ст. 40 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). Аналогичное мнение высказал и Минфин России в письме от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.01.2005 N 11583/04 отметил, что официальные источники информации не могут использоваться без учета положений п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

В процессе инвентаризации иногда выявляются не только излишки материалов, но и «дополнительные» основные средства. Здесь сразу вспоминается один из профессиональных анекдотов.

Читайте также: 

В компании «Х» построили котельную за счет неучтенных средств. Потом спохватились: нужно же ставить на баланс, при проверке ведь не скроешь. Находчивый главбух решил воспользоваться проводимой инвентаризацией и включил в акт следующий пункт: «В ходе инвентаризации на территории предприятия обнаружена котельная».

На практике неучтенные котельные встречаются нечасто, а вот излишки по более мелким объектам основных средств вполне могут быть обнаружены при проверке, особенно на крупных предприятиях со сложной структурой и системой учета.

В общем случае обнаруженный объект основных средств оценивается так же, как и объект материальных запасов, т. е. по рыночной стоимости (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

Может возникнуть ситуация, когда объект ОС стоит на балансе, но в учете не отражена произведенная модернизация (достройка и т. п.). В этом случае следует оценить затраты на проведение работ и увеличить на них стоимость объекта ОС. Для оценки затрат можно использовать информацию о стоимости аналогичных работ, имеющуюся у компании, либо прибегнуть к услугам оценщика.

При всех вариантах оценки ОС и ТМЦ не нужно «автоматически» использовать имеющуюся информацию о ценах по аналогичному имуществу. Следует учитывать фактическое состояние и степень износа конкретных объектов, выявленных в качестве излишков.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в бюджетном учреждении 2022 год

В соответствии с п. 44.1 Инструкции № 33н в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» отражаются суммы поступлений (выбытий), поступивших в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов прошлых лет).

Если учреждение обслуживается в финоргане субъекта РФ (муниципального образования), порядок отражения операций при возврате дебиторки прошлых лет устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 08.05.2022 № 83-ФЗ). Например, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же КБК, по которым ранее был расход (п. 5.6 Порядка, утв. приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13.12.2022 № 12-21/98).

Коды бюджетной классификации (КБК) на 2022 год

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Как отразить недостачу в бюджетном учреждении в 2021 году

А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

В частности, уменьшение суммы ущерба, выявленного в связи с недостачей нефинансовых активов, по сравнению с их балансовой стоимостью могло произойти в результате снижения рыночных цен на аналогичные товары. В такой ситуации учреждению необходимо обосновать причины снижения текущей восстановительной (текущей оценочной) стоимости материальных ценностей.

В 2021 году в Инструкцию № 157н внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2021 № 298н (далее – Приказ № 298н).

Инструкции N 157н выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.

На счетах бухгалтерского учета недостача отражается в том месяце, в котором была завершена инвентаризация (на дату составления акта инвентаризационной комиссии) (п. 5.5 Методических указаний N 49).

Всегда готовы помогать в правовых вопросах для всех категорий населения. Размещайте свои вопросы, мы быстро проконсультируем Вас. Постоянное обновление информации.

В ходе инвентаризации может быть выявлено, что отсутствуют те или иные части основного средства в результате их порчи или хищения. Например мониторы к компьютерам. Таким образом, использование самого основного средства становится невозможным. Как быть в этой ситуации? Возможны два варианта.

Встречаются и более сложные ситуации, которые также следует классифицировать как недостачу: когда фактический остаток материальных ценностей соответствует данным учета, но сами данные учета неверны.

В таком случае следует сначала исправить данные учета и только тогда сравнить фактический остаток с данными учета. И если остаток по данным учета превысит фактическое наличие, это и будет недостачей.

В бухгалтерском учете организации государственного сектора стоимость материальных запасов, выявленных в результате недостачи, относится в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Тот же самый принцип применяют и в отношении имущества.

Дает имущество учредитель? Значит, отражаем его по коду «4».

Дает имущество иное юридическое или физическое лицо? Раз это не учредитель, значит, отражаем по коду вида финансового обеспечения «2», даже если имущество поступает от бюджетного учреждения, созданного тем же самым учредителем.

Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2021 года вступили в силу 5 очередных федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.

Материальная ответственность работника исключается в случаях нанесения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.

Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре.

Пример 2. Бюджетное учреждение в IV кв. 2014 г. провело инвентаризацию материальных запасов. Сырье используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 24 декабря. В результате по данным бухгалтерского учета была выявлена недостача материалов на сумму 8500 руб.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).

Виновное лицо внесло в кассу учреждения 9000 руб.По результатам инвентаризации по состоянию на 24 декабря бухгалтер отразил следующие записи:Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210536440 — 8500 руб. — списана стоимость недостающих материалов;Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 — 9000 руб.

Данная сумма меньше балансовой стоимости недостающих нефинансовых активов. Виновное лицо будет возмещать ущерб денежными средствами на лицевой счет учреждения. Каким образом закрывается финансовый результат учреждения в таком случае? Какими бухгалтерскими записями отразить недостачу материальных запасов и основных средств?

В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения. Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».

В данной статье рассмотрены примеры отражения недостачи материальных ценностей и финансовых активов, числящихся в бюджетном учете как средства, полученные из бюджета.

Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.

В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества.

Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Размер ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов). Далее задолженность по ущербу должна учитываться на балансовых счетах бухгалтерского учета с момента возникновения и до полного погашения.

Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10136410 (10126410, 10534440, 10536440, 10631410) — списана стоимость имущества, утраченного в результате террористических актов (других действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *