Накопительная пенсия: с какого года и как она формируется?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накопительная пенсия: с какого года и как она формируется?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такое понятие как «накопительная часть пенсии» появилось только в 2002 году. Именно тогда было определен новый вектор развития пенсионной системы, и была проведена ее реформа.Согласно Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» страховая и накопительная части стали определять общую трудовую пенсию. Стоит отметить, что сделано это было во избежание дефицита бюджета. Страховые взносы работающих граждан используют для финансирования выплат действующим пенсионерам, а перечисления, сделанные в счет второй части, работают только на того, на чье имя они переводятся.

Порядок установления накопительной пенсии

Накопительная пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается за счет средств пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого она ему назначается, в размере не менее суммы гарантируемых средств*.

* Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Размер накопительной пенсии определяется по формуле:

НП = ПН/Т, где

НП — размер накопительной пенсии;

ПН — сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия.

Если застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата, средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу.

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета ее размера.

С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни:

Год, в котором назначается накопительная пенсия

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии

2016

234

2017

240

2018

246

2019

252

2020

258

2021

264

2022

264

2023

264

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Читайте также:  Патентная система налогообложения в 2023 году

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.

Читайте также: 

Законодательное регулирование

Основным документом, регулирующим пенсионные отношения граждан в области обязательных накоплений, выступает Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ. Полностью раскрыть работу данной системы позволяют Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Таким образом, накопительная часть пенсии призвана увеличить материальное обеспечение граждан к моменту их выхода на пенсию, а также повысить заинтересованность граждан в приумножении собственных средств. Наложение моратория говорит о проблемах в данной сфере и необходимости пересмотра действующих положений.

С какого года накопительная пенсия

Российская пенсионная система подвергается постоянному реформированию. Из страховых взносов выделили страховую и накопительную части. Поэтому у лиц предпенсионного возраста возникает вопрос, накопительная пенсия, с какого года и кому может выплачиваться?

По Российскому пенсионному законодательству принять участие в накопительной схеме могут мужчины после 1953 года рождения и те женщины, которые родились после 1957 года. Выплата накопительной части пенсии началась с июля 2012 года. В первую очередь накопительные выплаты получат мужчины, которые родились с 1953 по 1966 годы и женщины 1957-1966 года рождения. И, конечно, накопительная часть будет выплачиваться лицам, которые оформляют пенсию в 2012 году. При расчете трудовой пенсии сумму накопительных выплат рассчитают вместе со страховой частью.

С какого года рождения начислялась накопительная часть пенсии и действует ли она в настоящее время

Эту базу можно формировать посредством государственного пенсионного фонда либо частных организаций (стоит ли переводить средства из государственного фонда в негосударственный?). Если выбран ПФР, то гражданину предложат выбрать управляющую компанию, из тех, что заключили с ПФР договор. Именно эта компания будет заниматься хранением и инвестициями средств.

  • Женщины с 1957 по 1966 г.р., в накопительную часть пенсии которых производились отчисления в период 2002-2004 г.г.
  • Мужчины с 1953 по 1966 г.р. с аналогичным периодом отчислений.
  • Граждане от 1967 г.р. и младше, которые выбрали подобную систему формирования. Гражданам другого возраста накопительную часть не выплачивают.

Что такое трудовая пенсия

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья 2 Закона № «173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Как правильно рассчитывается накопительная часть пенсии

Чтобы рассчитать примерную сумму положенной накопительной части, есть простая формула: накопления в общем объеме делятся на количество месяцев предполагаемого периода предстоящих выплат. Последний, согласно ФЗ № 424, составляет 258 месяцев.

СПРАВКА! Когда накопительная часть не более 5% от суммы страховой части положенной пенсии, то можно получить ее единовременно.

Если обратиться за назначением пенсии не сразу, то накопительный компонент может увеличиться. Причина: ежегодно ожидаемый период меньше на 12 месяцев, значит, по формуле будет выходить большая сумма. Если гражданин отправляется на заслуженную пенсию не в 60, а в 63 года, то сумма накоплений разделится не на 258 месяцев, а на 222.

Даже те, кто знает, с какого года заморозили накопительную пенсию (с 2014-го), должны ориентироваться в финансовых отчислениях по разным социальным программам. Быть в курсе выгодно всякому гражданину, чтобы понимать, куда направляются деньги от заработной платы. А сумма, между прочим, немаленькая. В настоящее время ПФР каждый месяц получает 22% от общей суммы оплаты, установленной работодателем. Из указанной величины лишь 6% представляют собой уплату солидарного тарифа, то есть предназначенного для фиксированной выплаты в будущем.

Чтобы понять, на что можно рассчитывать в будущем, нужно знать, с какого года начислялась накопительная часть пенсии, как велики были перечисленные суммы. Если гражданин принял решение в пользу страхового варианта материальной помощи в будущем, то 16% направляются полностью в соответствующий фонд для формирования этой суммы. Некоторые предпочитают смешанный вариант. Тогда страховая доля – это 10%, а остаток предназначен для пенсионного накопления.

Кому положена накопительная пенсия

По законодательству каждый проживающий на территории Российской Федерации человек, в том числе иностранные граждане, имеют право на создание накопительной пенсии, но при выполнении условий. Назначение представленной пенсии осуществляется:

  • лицам, которые занимаются рабочей деятельностью с 1967-го года и сделали выбор в сторону накопительной части до 2015-го года. В этом случае сбережения формируются за счёт средств работодателя в виде 6% от оплаты труда сотрудника.
  • мужской части населения страны 1953-1966 гг. рождения и женской 1957-1966 гг. рождения, где в периоде 2002-2004 г. начислялись взносы в виде 2% от заработка.
  • лицам, являющимся участниками гос. Программы по финансированию, согласно которой государство перечисляет взносы 1:1 по отношению к личным отчислениям граждан.
  • лицам, которые направили капитал семьи, воспитывающей детей, полученный как государственная поддержка, на формирование будущей пенсии.
Читайте также:  Учитывается ли больничный лист при расчете трудового стажа

Как формировалась накопительная часть пенсии в РФ до 2015 г.

В 2002 г. накопительная часть пенсии формировалась у всех россиян, чей год рождения моложе 1966 года. То есть лицам, чей год рождения 1967 и выше, работодатель отчислял денежные средства на формирование и страховой, и накопительной частей пенсии. 10 % и 6 % соответственно. А для женщин, родившихся с 1958 по 1966 год, а мужчин – с 1953 по 1966 гг. – по 2 %. Правда, в 2005 году для таких категорий граждан формирование накопительной пенсии было прекращено.

За увеличение сформированных средств отвечал сам будущий пенсионер. Он мог направить деньги в негосударственный пенсионный фонд, в управляющую компанию. Для этого необходимо было оформить заявление в такую компанию. Если сам гражданин не выбрал компанию для инвестирования накоплений, ими распоряжался ПФР.

Гражданин мог добровольно увеличивать размер накоплений. Вступить в Программу можно было до 2014 г., первый взнос сделать нужно было до 31.01.2015 г. Гражданин перечислял от 2 до 12 тысяч руб. на накопительную части пенсии, а государство удваивало эти деньги. Программа работает для тех, кто подал заявление об участие в ней до 31.12.2014 г.

Чем накопительная часть отличается от страховой

Страховая и накопительная части пенсий отличаются друг от друга способом формирования, формой, индексацией и правом наследования.

Способом формирования. Страховую пенсию государство считает по своим правилам при помощи коэффициентов, а накопительная растет по аналогии с банковским вкладом — за счет инвестиционной доходности.

Формой. Страховая часть формируется в баллах — пенсионных коэффициентах, накопительная — в деньгах. Когда приходит время для назначения пенсионных выплат, накопленные баллы умножаются на стоимость одного балла и превращаются в деньги.

До этого момента баллы — это просто обязательства государства перед будущим пенсионером. Взносы, которые работодатель платит на страховую часть, идут на выплаты нынешним пенсионером. Поэтому страховую пенсию называют еще солидарным компонентом пенсионной системы.

Накопительная часть — это всегда рубли, она копится на специальном лицевом счете в ПФР или негосударственном пенсионном фонде. Она не идет на выплаты нынешним пенсионерам, выплачивать ее будут вам по достижении пенсионного возраста.

Способом индексации. Пенсионные сбережения увеличиваются на процент, который устанавливает государство или зарабатывает пенсионный фонд.

Страховая пенсия индексируется по правилам, которые установило государство в зависимости от демографической ситуации. На накопительную пенсию начисляют доходность, которую дает управляющая компания Пенсионного фонда России или НПФ.

Правом наследования. Накопительную часть можно наследовать, страховую — нет.

Что происходит с накопительной пенсией после смерти

Если застрахованный умер до выхода на пенсию, накопительной частью его пенсионных выплат могут распорядиться правопреемники. Правопреемник может быть по заявлению или по степени родства.

Правопреемники по степени родства делятся на две очереди: первую и вторую.

К первой очереди относятся дети, родные и усыновленные, супруги и родители. Ко второй — братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Если умерший не оставил заявления о распределении накопительной части, деньги распределяются между преемниками из первой очереди в равных долях. Если таких нет, то деньги распределяются между правопреемниками из второй очереди.

Если заявление о распределении пенсионных накоплений есть, в пенсионный фонд за накопительной частью пенсии идут те, кому это завещали.

Если правопреемник подает документы для получения накопительной части лично, ему нужно принести оригиналы документов. Если почтой — копии, заверенные нотариусом.

Если на накопительной части пенсии умершего был материнский капитал, то получить его могут только второй родитель или дети.

Как управлять накопительной частью пенсии

По словам Елены Григорьевой, заместителя декана по научной работе экономического факультета РУДН, относительно накопительной части пенсии нужно знать три основных момента. Первое — в течение экономически активной жизни формируется будущая пенсия гражданина и одной из составных частей будут являться выплаты, сформированные от накопительной части. Эту выплату можно будет получить одной суммой единовременно либо частями в течение так называемого «срока дожития». Если накопительная часть не очень велика (около пяти процентов от общей суммы страховой плюс накопительной части), то выплату можно получить единовременно.

Второе — накопительная часть пенсии размещается в доходные активы управляющей компанией. Гражданин может сделать выбор и сменить страховщика (ранее — ПФР, а теперь — Социальный фонд, или один из НПФ) или управляющую компанию по своему усмотрению. Менять страховщика или УК можно каждый год. Но инвестиционный доход от размещения накопительной части пенсии будет сохраняться только если смена происходит один раз в пять лет, не чаще.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *