Императивные и диспозитивные нормы права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Императивные и диспозитивные нормы права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Суть принципа – приоритет нормы, обладающей более значимой юридической силой, – заключается в следующем. Если в нормативных правовых актах существуют разночтения по поводу регулирования одних и тех же вопросов, предпочтение следует отдать документу, имеющему больший юридический вес4. Поясним на примере двух нормативных правовых актов, которые не понаслышке знакомы работникам кадровых служб, – постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 и постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69. Первым актом были утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек… (далее – Правила), вторым – Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее – Инструкция). Как часто бывает, не обошлось без определенных накладок. Так, в пункте 3.2 Инструкции (где речь идет о внесении в трудовую книжку сведений о переименовании организации) ничего не говорится о том, что такая запись должна иметь порядковый номер (обычно на практике кадровики его и не ставят), а в пункте 11 Правил сказано, что все записи в пределах своего раздела должны быть пронумерованы. Если руководствоваться принципом приоритета нормы, имеющей высшую юридическую силу, мы должны сделать выбор в пользу нумерации записи о переименовании организации, так как эти требования содержатся в постановлении Правительства РФ (а противоречащие нормы – в постановлении Министерства).

Правила против Инструкции: какому документу верить?

Виды императивных норм

Ряд исследователей выделяют понятие сверхимперативных норм. Они используются государством для защиты особого интереса. Например, защита прав потребителей или международных интересов страны при поставках за рубеж.

Также их классифицируют по степени определенности. Различают императивно-безальтернативные и императивно-альтернативные каноны. Первые закрепляют жесткие правила поведения, отступить от них невозможно ни при каких условиях. Альтернативные нормы тоже предписывают четкие правила, но при этом субъекты могут изменить условия при возникновении названных в нормативном акте случаев.

В зависимости от объема регулируемых отношений разделяют общие и специальные нормы. Общие регулируют род общественных отношений, а специальные только вид, существующий в рамках родовых отношений.

По предмету регулирования выделяют конституционные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, административные законы. Каждая категория находится в соответствующем разделе законодательства. Конституционные можно найти в Конституции РФ, семейные и трудовые, соответственно, в Семейном и Трудовом кодексах и так далее.

По характеру правил нормы бывают обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Обязывающие содержат описание обязанностей для лиц. Например, в Налоговом кодексе регламентирована обязанность налогового инспектора принять налоговую декларацию от граждан. Запрещающие устанавливают запрет на определенные действия – больше всего их в Уголовном кодексе. Управомочивающие наделяют правами для исполнения своих должностных обязанностей.

По времени действия существуют постоянные и временные. Постоянные действуют неограниченный период времени, это федеральное законодательство и Конституция РФ. Временные вводят на определенный период, который указан в самом акте или до принятия нового основного акта.

По юридической силе – федеральные и региональные. Федеральные установления принимаются президентом, правительством, законодательными органами власти. Региональные издаются органами власти субъектов и местным самоуправлением.

Какие подходы в России?

Нельзя не отметить новый подход к пониманию императивности и диспозитивности норм в Российской Федерации. До недавнего времени российский подход ничем не отличался от белорусского: суды считали, что диспозитивные нормы закона — это те, в которых есть оговорка «если иное не предусмотрено договором»; соответственно, все нормы, которые такой оговорки не имеют, — императивные. Однако постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» (далее — постановление № 16) существенно изменило сложившиеся представления. Центральной стала мысль о том, что при разрешении споров необходимо отходить от формального, ограничительного подхода. Норму следует рассматривать как диспозитивную во всех случаях, когда отсутствует явно выраженный запрет на установление договором иного, не нарушаются интересы третьих лиц, публичные интересы, а не только в тех случаях, когда содержится оговорка «если иное не предусмотрено договором».

Иными словами, важно опираться прежде всего на смысл правовой нормы, ориентироваться на саму ее суть и цель предусмотренного ею регулирования, а не только на законодательную формулировку (буквальное значение).

В п. 2 постановления № 16 закреплено, что норма считается императивной, когда она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).

Запрет, содержащийся в императивной норме, должен толковаться ограничительно. При отсутствии в норме явно выраженного запрета установить иное она является императивной, если:

1) это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), для недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон;

2) императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.

В остальных случаях норма должна рассматриваться как диспозитивная.

В п. 4 постановления № 16 приведен следующий пример. Положения ст. 782 ГК РФ, дающие каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора и предусматривающие неравное распределение между сторонами неблагоприятных последствий прекращения договора (заказчик должен возместить исполнителю фактически понесенные расходы, а исполнитель заказчику — убытки), не исключают возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика).

Читайте также:  Досрочная льготная пенсия для врачей и другого медицинского персонала

Таким образом, постановление № 16 содержит в себе мощный посыл, адресованный судам: право — это то, что стоит за буквами и словами нормы закона, право — это здравый смысл, защита, равенство, справедливость, недопущение злоупотреблений.

Бесспорно, такой подход заслуживает поддержки, поскольку нацелен на корректировку чрезмерно императивного подхода к толкованию договора. Эта задача крайне непроста: она требует от юристов высокого профессионализма, уверенного знания правовых доктрин, концепций и т.п.

Какие существуют особенности в международном торговом обороте?

Процесс унификации в сфере международного частного права осуществляется на уровне «мягкого права» (диспозитивного права) и, как правило, носит характер рекомендаций. Унифицированные правила, своды обыкновений, типовые контракты, общие условия, принципы Европейского контрактного права — это нормативная реальность, играющая значительную роль в международном коммерческом обороте.

В области международных коммерческих отношений выделяют также метод саморегулирования или саморегуляции, базирующийся на принципе свободы договора, который получил распространение в виде принципа автономии воли сторон и возможности выбора применимого права и компетентного органа по разрешению споров.

Воплощением метода саморегулирования считается концепция lex mercatoria — совокупность норм, разрабатываемых частными лицами.

В последнее время lex mercatoria воспринимается в качестве наиболее действенного регулятора международного товарооборота и становится универсальным методом применительно к целям современного коммерческого оборота.

Принцип дифференциации и единства

Еще одной ключевой особенностью метода трудового права является соблюдение принципа дифференциации и единства, связанных с ними отношений и правового регулирования трудовых отношений. Данный принцип основан на общих нормах правового регулирования труда для разных категорий работников. В то же время работа некоторых категорий работников носит особый характер и нуждается в специальном правовом регулировании.

Пример 2

Например, статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации учитывает сокращение рабочего времени для медицинских работников – не более 39 часов в неделю (статья 350 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращение рабочего времени для педагогических работников – не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Определенные особенности работы также указаны для работников, работающих в консульских учреждениях Российской Федерации и дипломатических представительствах, для работников транспорта, спортсменов и их тренеров и т. д.

Некоторые исследователи также выделяют рекомендованный метод регулирования, получивший распространение в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Этот метод предполагает принятие стандартных рекомендаций, касающихся вопросов социальных отношений, которые являются предметом трудового права. Это хоть отнесет к «мягкому» урегулированию, указав поступок субъектов социальных отношений, желательных для государства.

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Императивная норма права

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Читайте также:  Какие налоги платит ИП на УСН в 2023 году с работниками

Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону: он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.

Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.

Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.

Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений. У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих. Они отличаются:

распространенностью – они являются показателем объективности в любых спорах сторон, что делает их присущими любой правовой отрасти,
статусом – они стоят выше диспозитивных форм и по-особому влияют на регуляцию отношений в социуме,
методом использования – они применяются только в качестве ограничителей,
внешней формой – это не расплывчатые объяснения, а четко прописанные принципы и ограничения,
функциями – выполняют охранную, обеспечивающую, образующую и регуляционную работу. При этом для них характерно наделение сторон юридическими обязанностями и возможностями.
Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав, выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.

Это интересно! Каковы нормы культуры и правила поведения в общественных местах

Понятие правового метода

Метод правового регулирования — есть совокупность, средств, способов, приемов юридического воздействия на поведение людей. ( проф. Перевалов В.Д.)

Метод правового регулирования — как совокупность приемов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. (проф. Лазарев В.В)

Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. (проф Комаров С.А.)

Структура методов правового регулирования внимает в себя следующие элементы:

а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Правоведение для чайников – 5. Система права (часть 1)

Наибольшую актуальность в приведенной выше проблеме приобрели вопросы о необходимых пределах и объеме экономической свободы для всех участников рынка и законодательных гарантиях, призванных обеспечивать оптимальное сочетание и гармонизацию публичных и частных интересов. Решение этих и прочих задач позволит по-новому оценить то значение, которое имеют императивные нормы права в современных условиях.

Императивные нормы права обладают своими характерными чертами. В частности, к ним относят:

  • Распространенность. Императивные нормы выступают в качестве признака объективности в целом. В связи с этим они в той либо другой степени присутствуют во всех юридических отраслях.
  • Статус. Императивные нормы обладают особым влиянием на регулирование общественных отношений.
  • Метод внедрения. Императивность вводится в систему посредством установления ограничений.
  • Внешнюю форму. Императивные нормы представляют собой четко обозначенные категории: принципы, предписания, запреты, ограничения.
  • Функции. Императивные нормы исполняют охранительную, обеспечительную, системообразующую, регулятивную задачи. Они также наделяют субъектов юридическими возможностями и обязанностями.

В гражданском праве установлена взаимная зависимость различных категорий императивных норм. Их проявление, в свою очередь, находится под влиянием процесса обнаружения и закрепления общественно значимых интересов, которые соответствуют обусловленным в объективном плане потребностям социума в пределах имущественного оборота. Эта связь наделена особым значением. При обеспечении гражданским правом защиты интересов, не соответствующих существующим объективным социально-значимым потребностям в той либо другой области, возможно возникновение нарушения гражданского баланса в обществе в целом.

Она может проводиться в соответствии с разными признаками. В частности, классификация возможна по:

  • Степени определенности. Существуют относительно и абсолютно императивные нормы.
  • Положению в системе. На основании данного признака выделяют специальные (применяемые к определенному институту) и общие.
  • Юридической технике закрепления. В данном случае имеется в виду непосредственно форма изложения (определяемые посредством толкования и четкие), внешняя атрибутика.
  • Методу регулирования. В соответствии с этим критерием выделяют нормы: запреты, позитивные обязывания, предписания.
  • Времени действия. В этом смысле различают постоянные и временные нормы.
  • Наличию либо отсутствию материально-обязывающего порядка поведения. По данному признаку выделяют статические и динамические нормы. Первые закрепляют положение субъектов и основные юридические возможности либо режим их реализации. В рамках второй категории описание отношений осуществляется в их динамике. Вместе с этим статичные положения могут также классифицироваться в соответствии с субъектным составом. На основании этого выделяют императивные нормы, которые распространяют свое действие на публичные правовые формирования, граждан и юрлиц.
  • Результату воздействия. В соответствии с этим признаком различают охранительные и регулятивные императивные нормы.

За пределами названных выше приемов находятся «сверхимперативные» предписания суда государства. На них не распространяется публичный порядок, определяемый, в частности, в российском законодательстве в качестве «основ правопорядка». Такие предписания, тем не менее, способны ограничивать в ряде случаев начало автономии волеизъявления сторон, а также проявление других коллизионных положений. Практический интерес к обеспечению нормативного регулирования вопроса сверхимперативных норм в международной юридической сфере нашел свое выражение в Гаагской конвенции. Она определяла положения, применимые в рамках отношений доверительной собственности. Они имеют место при заключении договоров международной торговли. В соответствии с конвенцией, ее предписания не создают препятствия для применения тех предписаний, которые должны реализовываться вне зависимости от системы, регулирующей условия договора.

Понятие процессуального права

Остается дискуссионным вопрос о сфере «сверхимпертивных» норм, имеющих место в российском праве. Некоторые из них исключают применение непосредственно отечественных коллизионных положений, обращаясь вместо них к иностранным предписаниям. Противоречивым моментом при начале международного сотрудничества может стать толкование любой частно-императивной нормы как ограничивающего правила для действия коллизионной нормы собственного права страны. С таким подходом исключается возможность обеспечивать защиту субъективных интересов, появляющихся под влиянием зарубежной юридической системы.

Читайте также:  Должностная инструкция главного агронома в сельском хозяйстве

Под юридической нормой понимаются определенные общеобязательные правила поведения. Они устанавливаются и регулируются государством, обществом, закрепляются и издаются в виде официальных документов. Целью создания является координация общественных отношений методом определения субъективных обязанностей и прав каждого участника.

Выявляются следующие признаки юридических норм:

В зависимости от способа координации различаются императивные и диспозитивные нормы гражданского права. Диспозитивные правила имеют автономное направление, которое дозволяет фигурантам отношений самостоятельно договариваться об объеме услуг, процесса исполнения. Участники могут применить в некоторых случаях резервные регулировочные нормативы. Вид диспозитивных отношений чаще развивается в условиях гражданско-правовых контактов.

Императивные закономерности носят динамический характер, проявляются в форме регулирования отношений административного характера, имеют властное и категорическое направление, при этом запрещают отклонения и нарушения.

Диспозитивный правовой кодекс представляет собой определенный порядок поведения, который устанавливается по соглашению фигурантов договора. Он подразумевает большой выбор деятельности участников, касающейся реализации прав на владение собственностью с учетом нормативов действующего законодательства РФ. Стороны соглашения самостоятельно выбирают характер взаимных отношений, при этом действуют в рамках правил юриспруденции.

Виды императивных норм

Ряд исследователей выделяют понятие сверхимперативных норм. Они используются государством для защиты особого интереса. Например, защита прав потребителей или международных интересов страны при поставках за рубеж.

Также их классифицируют по степени определенности. Различают императивно-безальтернативные и императивно-альтернативные каноны. Первые закрепляют жесткие правила поведения, отступить от них невозможно ни при каких условиях. Альтернативные нормы тоже предписывают четкие правила, но при этом субъекты могут изменить условия при возникновении названных в нормативном акте случаев.

В зависимости от объема регулируемых отношений разделяют общие и специальные нормы. Общие регулируют род общественных отношений, а специальные только вид, существующий в рамках родовых отношений.

По предмету регулирования выделяют конституционные, гражданские, уголовные, трудовые, семейные, административные законы. Каждая категория находится в соответствующем разделе законодательства. Конституционные можно найти в Конституции РФ, семейные и трудовые, соответственно, в Семейном и Трудовом кодексах и так далее.

По характеру правил нормы бывают обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Обязывающие содержат описание обязанностей для лиц. Например, в Налоговом кодексе регламентирована обязанность налогового инспектора принять налоговую декларацию от граждан. Запрещающие устанавливают запрет на определенные действия – больше всего их в Уголовном кодексе. Управомочивающие наделяют правами для исполнения своих должностных обязанностей.

По времени действия существуют постоянные и временные. Постоянные действуют неограниченный период времени, это федеральное законодательство и Конституция РФ. Временные вводят на определенный период, который указан в самом акте или до принятия нового основного акта.

По юридической силе – федеральные и региональные. Федеральные установления принимаются президентом, правительством, законодательными органами власти. Региональные издаются органами власти субъектов и местным самоуправлением.

Как проявляется императивная норма

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 №16 «О свободе договора и ее пределах» дает понятие императивной нормы: это норма, определяющая права и обязанности сторон и содержащая явно выраженный запрет на установление соглашением иных условий договора, отличающихся от предписанных. Если даже стороны заключат соглашение об изменении императивной нормы, то такой договор признается ничтожным и недопустимым. Любой договор должен соответствовать императивным требованиям.

Императивные правовые нормы чаще всего используются в публичных отраслях права – уголовном и административном. Например, согласно статье 81 ТК РФ, работодатель не имеет право по своей инициативе уволить сотрудника в то время, пока он находится в отпуске или на больничном. А часть 3 статьи 20 УПК РФ четко указывает на недопустимость прекращения уголовных дел частно-публичного обвинения в связи с примирением сторон.

В семейном праве также можно встретиться с категоричными предписаниями. В соответствии с п. 2 ст. 41 СК РФ брачный договор заключается только в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению. Данное требование императивно и не может быть изменено сторонами.

Императивные и диспозитивные нормы

Доктрина не всегда помогает внести ясность в обозначенный выше вопрос, поскольку использует понятие «императивность» в различных смыслах в зависимости от контекста.

Например, в теории договорного права признается, что «любая диспозитивная норма превращается в императивную исключительно в силу того факта, что стороны не выразили…

Под юридической нормой понимаются определенные общеобязательные правила поведения. Они устанавливаются и регулируются государством, обществом, закрепляются и издаются в виде официальных документов. Целью создания является координация общественных отношений методом определения субъективных обязанностей и прав каждого участника.

Выявляются следующие признаки юридических норм:

В зависимости от способа координации различаются императивные и диспозитивные нормы гражданского права. Диспозитивные правила имеют автономное направление, которое дозволяет фигурантам отношений самостоятельно договариваться об объеме услуг, процесса исполнения. Участники могут применить в некоторых случаях резервные регулировочные нормативы. Вид диспозитивных отношений чаще развивается в условиях гражданско-правовых контактов.

Императивные закономерности носят динамический характер, проявляются в форме регулирования отношений административного характера, имеют властное и категорическое направление, при этом запрещают отклонения и нарушения.

Диспозитивный правовой кодекс представляет собой определенный порядок поведения, который устанавливается по соглашению фигурантов договора. Он подразумевает большой выбор деятельности участников, касающейся реализации прав на владение собственностью с учетом нормативов действующего законодательства РФ. Стороны соглашения самостоятельно выбирают характер взаимных отношений, при этом действуют в рамках правил юриспруденции.

Например, Уголовный кодекс предусматривает правила для проведения наказания за каждое конкретное нарушение. Преступления объединяются в разделы в соответствии с конкретизированным видом нарушения. Каждый проступок регламентирует поведение граждан в зависимости от отнесения его к одной или другой категории действий. Подобная группировка определяет организационный способ действий и форму взаимоотношений между фигурантами.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *