Как составить схему предложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Теоретические основы изучения причастного оборота

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Читайте также:  Льготы работающим инвалидам 3 группы в 2023 году

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Причастный оборот: определение

Причастие и примыкающие к нему зависимые слова называют простым словосочетанием — причастный оборот. Пример: девочка, прыгающая на скакалке . Здесь прыгающая на скакалке — причастный оборот. Состоит он из нескольких частей: собственно причастия, зависимых слов, определяемого слова. Причастный оборот в предложении — это обособленное определение. Следует отличать деепричастный и причастный оборот. Примеры:

Я, наконец, прочитал книгу, давно пылившуюся на полке.

Причастный оборот «давно пылившуюся на полке» играет роль обособленного определения (отвечает на вопрос: какую?).

Щенок, испугавшись нас, убежал.

В данном предложении имеет место деепричастный оборот: «испугавшись нас». Он примыкает к глаголу-сказуемому «убежал», кроме того, отвечает на вопрос: что сделав? и является обстоятельством.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением

    Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

    Вот пример предложения с однородным подчинением.

    Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

    Читайте также:  Как считается медицинский стаж для назначения льготной пенсии?

    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Как на письме выделяется причастный оборот?

    По умолчанию рассматриваемая нами синтаксическая конструкция в предложении всегда должна выделяться с помощью запятых, если она находится после определяемого слова.

    Например, корабль, покачивавшийся на волнах, был надёжно пришвартован к пирсу.

    В данном примере в качестве определяемого слова выступает «корабль», а в качестве причастного оборота — «покачивавшийся на волнах». Как мы можем видеть, синтаксическая конструкция находится после существительного, являющегося определяемым словом, поэтому должна быть выделена при помощи запятых.

    Если в предложении причастный оборот располагается перед существительным, выступающим в качестве определяемого слова, то он не обозначается при помощи запятых на письме.

    Например, покачивавшийся на волнах корабль был надёжно пришвартован к пирсу.

    Причастный оборот: определение

    Причастие и примыкающие к нему зависимые слова называют простым словосочетанием — причастный оборот. Пример: девочка, прыгающая на скакалке . Здесь прыгающая на скакалке — причастный оборот. Состоит он из нескольких частей: собственно причастия, зависимых слов, определяемого слова. Причастный оборот в предложении — это обособленное определение. Следует отличать деепричастный и причастный оборот. Примеры:

    Я, наконец, прочитал книгу, давно пылившуюся на полке.

    Причастный оборот «давно пылившуюся на полке» играет роль обособленного определения (отвечает на вопрос: какую?).

    Щенок, испугавшись нас, убежал.

    В данном предложении имеет место деепричастный оборот: «испугавшись нас». Он примыкает к глаголу-сказуемому «убежал», кроме того, отвечает на вопрос: что сделав? и является обстоятельством.

    Что еще содержит причастный оборот

    Помимо причастия, причастный оборот включает:

    1. Зависимые слова. К ним задается прямой вопрос от причастия. Например:

    Стол, покрытый скатертью.

    В данном случае «покрытый» — причастие. Отвечает на вопрос: какой? Обозначает признак по действию (тот, который покрыли). От причастия задаем вопрос к слову скатертью (покрытый чем? — скатертью). Соответственно, «скатертью» — это зависимое слово.

    2. Определяемое слово — это то, к которому относится причастный оборот. Пример:

    Ребенок, бегающий по квартире .

    «Бегающий по квартире» — причастный оборот («бегающий» — причастие, зависимое слово — «по квартире»). К данному причастному обороту мы задаем вопрос от слова «ребенок». Ребенок какой? Бегающий по квартире. Значит, определяемое слово — «ребенок».

    Самостоятельный причастный оборот

    Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

    Что такое причастие, мы разобрали в одноименной статье. Напомню, что это неличная форма глагола, которая сочетает в себе признаки прилагательного, глагола и наречия.

    В английском языке мы работаем с причастиями двух видов – настоящего и прошедшего времени, Present Participle I и Past Participle II соответственно.

    Если вы что-то подзабыли, рекомендую посмотреть уже упомянутую статью еще раз, чтобы вспомнить способы образования этих причастий и случаи их использования.

    Данный материал посвящен самостоятельному причастному обороту в английском языке. Его второе название – The (Nominative) Absolute Participial Construction.

    Иногда его называют абсолютным или независимым причастным оборотом, а порой и вовсе сложным обстоятельством, ведь именно эту функцию он выполняет в предложении. Самостоятельный причастный оборот не стоит путать с простым причастным оборотом.

    Читайте также:  Как поступить в Дальневосточный федеральный университет в 2022 году

    В таком причастном обороте действие, выраженное причастием, относится к лицу или предмету, которым обозначено подлежащее в предложении. Поэтому и соответствуют такие причастные обороты нашим деепричастным. Например:

    Having done his homework, he listened to music. – Сделав домашнюю работу, он слушал музыку. (сделав – деепричастие; подлежащее одно – он – и делал домашнюю работу и слушал музыку)

    Knowing Japanese well, she managed to negotiate with our foreign customers. – Зная хорошо японский язык, она смогла провести переговоры с нашими зарубежными покупателями. (зная; подлежащее одно – она знает язык и она провела переговоры)

    While writing down her new novel, she often used a dictionary. – Записывая свой новый роман, она часто пользовалась словарем. (записывая – деепричастие; подлежащее одно – она записывала роман и заглядывала в словарь)

    Having tested the new equipment, they agreed to sign a contract. – Протестировав новое оборудование, они согласились подписать контракт. (протестировав – деепричастие; подлежащее одно – они тестировали и подписывали контракт)

    А какой причастный оборот мы называем самостоятельным в английском языке? Чем он отличается от тех, которые прозвучали в примерах? Давайте разбираться.

    В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

    1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

    2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

    Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

    Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

    Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

    Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

    Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

    В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

    1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

    Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации — невосклицательным.

    Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

    Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

    Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

    Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

    2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

    Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

    Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

    Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

    Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

    Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.


    Похожие записи:

    Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *