Памятка по заключению энергосервисного контракта в бюджетной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка по заключению энергосервисного контракта в бюджетной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Исходные данные для закупки

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

ХХ.09.2019

ХХ.10.2019

Проектирование

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

ХХ.03.2019

ХХ.06.2019

1 этап. Подготовка (определение начальных условий)

1.1. Формирование требований к энергосервисной компании

1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ

1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии

1.4. Подбор технических решений

1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта

1.6. Определение сроков контракта

1.7. Согласование проекта с учредителем организации

2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений

2.1. Подготовка конкурсной документации

2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке

2.3. Проведение конкурса

2.4. Заключение контракта с победителем конкурса

2.5. Регистрация энергосервисного контракта

3 этап. Производственный

3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде

3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ

3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)

4 этап. Доходный

4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику

4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании

4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств

4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика

Суть понятия энергосервисного контракта

Чтобы понять, что такое энергосервисный договор (контракт), нужно проникнуть в суть понятия и определить его основные функции и назначение. Во многих промышленных предприятиях и объектах ЖКХ состояние инфраструктуры желает лучше. Устаревшее оборудование, системы отопления с пройденным износом десятки лет назад не могут полноценно функционировать, обеспечивая надлежащее обслуживание потребителя.

В результате это приводит к утечке воды, электроэнергии, тепла. А эти все расходы ложатся на плечи обычного населения. Чтобы улучшить состояние необходимо серьезное инвестирование, модернизация, улучшение систем. Поэтому стает вопрос использования более эффективных альтернативных технологий, а на фоне постоянного возрастания тарифов эта проблема обостряется еще больше.

Читайте также:  Когда можно продать имущество без декларации – изменения 2023 года

Модернизация имеющейся базы функционирования эрнегосистем и внедрение инновационных технологий энергосберегающего направления является актуальным вопросом для предприятий, которые стремятся сохранить конкурентоспособность и развиваться. Приемлемым вариантом становится применение энергосервисного контракта, когда собственных средств на модернизацию нет. Предметом энергосервисного контракта является достижение энергоэффективности предприятия за счет инвестиционной модернизации объекта.

Финансирование и энергосервисный контракт понятия разные и в них есть существенные отличия. Главное из которых в том, что на реализацию мероприятий не нужны заемные, кредитные или собственные средства. Предприятие имеет возможность купить современное оборудование и установить на объекте энергоэффективные технологии при отсутствии финансовых затрат и потерь.

Состав приложений к энергосервисному контракту на освещение для бюджетных учреждений (рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):

Приложение 1 – Техническое задание;

Приложение 2 – Сведения об Объекте и его технические характеристики;

Приложение 3 – Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения;

Приложение 4 – Типовые категории помещений;

Приложение 5 – Рекомендованный перечень средств измерения мощности световых приборов;

Приложение 6 – Потребление электрической энергии на цели внутреннего освещения за базовый период. Показатели экономии электрической энергии на цели внутреннего освещения (планируемые);

Приложение 7 – Стоимость единицы энергетического ресурса (электроэнергии), действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;

Приложение 8 – Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма;

Приложение 9 – Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма;

Приложение 10 – Акт реализации Договора. Примерная форма;

Приложение 11 – Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения, включая ведомость измерений (наблюдений) числа часов работы световых приборов для различных категорий помещений;

Приложение 12 – Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма;

Приложение 13 – Технический регламент гарантийного обслуживания комплекса осветительных приборов, установленного на основании Договора.

Обоснование НМЦК тарифным методом, образец

Рассмотрим применение способа на примере открытого конкурса, где заказчиком выступает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № Х» . Предмет договора — «поставка тепловой энергии в горячей воде». На момент расчета тариф за 1 Гкал (без учета НДС) — 2 880,79 руб. Учреждение планирует закупить 731,9 Гкал.

Сумма муниципального договора в этом случае составит: 731,9 Гкал х 2 880,79 руб. = 2 487 971,24 рублей.

Обратите внимание, что такой контракт заключается на период действия цены за единицу товара. После изменений понадобится организовать новую закупку

К слову, непосредственно необходимый объем тепловой энергии определяется в соответствии с Методикой, установленной Приказом от 17 марта 2014 г. N 99/пр.

Особенности заключения ЭСК

В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

  • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
  • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
  • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

В начале 2011 г. Проектным офисом Рабочей группы по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России был инициирован ряд пилотных проектов по энергосервису для бюджетных нужд. В рамках этой работы ставилась задача, с одной стороны, решить системные вопросы методологического характера, в т.ч. разработать конкурсную документацию, энергосервисный контракт, определить подходы к бюджетному планированию и т.д., с другой стороны, продемонстрировать фактический опыт реализации энергосервисного договора в реальных условиях и, тем самым, способствовать масштабному внедрению энергосервиса в бюджетной сфере.

Читайте также:  Уведомление о контролируемых сделках

По инициативе администрации г. Калуга один из пилотных проектов было решено реализовать в Калуге на объекте образования. Наша компания включилась в проект на этапе выбора объекта, необходимо было на основе экспресс-обследования определить школу, наиболее характерную с точки зрения последующего использования полученного опыта: обладающую умеренным потенциалом энергосбережения, приобретающую энергоресурсы по средним ценам, находящуюся в удовлетворительном техническом состоянии, кроме того, в школе в целом должны фактически соблюдаться все требования санитарных норм.

Принимая решение об участии в данном проекте наша компания ставила для себя цель помимо решения системных вопросов энергосервиса в бюджетной сфере также сформировать технологию работы с подобными объектами, т.к. масштабное внедрение энергосберегающих мероприятий на условиях энергосервиса для некрупных объектов возможно только при условии сокращения трудозатрат и технологизации процесса на всех этапах: от выбора объекта и до регулярного подтверждения достигнутого эффекта, включая формирование пакета энергосберегающих мероприятий, оценку экономической эффективности, участие в конкурсе, контрактацию, получение заемного финансирования, физическую реализацию.

Со стороны Заказчика, которым было определено МОУ «СОШ № 45», ставилась задача за счет данного проекта обеспечить снижение энергозатрат на установленном законодательством уровне (на 15% по отношению к 2009 г.), а также обновить основные фонды за счет оборудования, передаваемого школе по итогам проекта.


ДЛЯ СПРАВКИ

КРАТКО ОБ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТАХ

Энергосервисный контракт (ЭСК) — инвестиционный договор, окупаемость по которому осуществляется из фактически достигнутой экономии затрат на покупные энергетические ресурсы. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать (ст.19 № 261-ФЗ):

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСК;

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта);

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Выбор энергосервисной компании (ЭСКО) для нужд бюджетной сферы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с положениями ст. 56.1 № 94-ФЗ. Требования к условиям контракта на энергосервис изложены в Постановлении Правительства №636 от 18.08.2010.


Перечень предложенных энергосберегающих мероприятий

По результатам проведенного энергетического обследования был подготовлен перечень энергосберегающих мероприятий, который включил в себя типовые и характерные для подобных объектов мероприятия:

  • установка индивидуального теплового пункта (ИТП) с автоматизированной системой управления теплоснабжением здания;
  • регулировка системы отопления школы с установкой терморегуляторов;
  • восстановление теплоизоляционных характеристик окон (наиболее холодных классов);
  • ремонт и теплоизоляция подвального помещения;
  • замена ламп и пускорегулирующих аппаратов (ПРА) на более энергоэффективные, создание системы управления освещением.

В рамках проекта во главу угла не ставилась задача продемонстрировать самые передовые технические решения, необходимо было сформировать пакет мероприятий, обеспечивающий обоснованную экономическую эффективность, т.е. возможность возврата инвестиций за срок действия контракта.

Системные ограничения для развития энергосервиса в бюджетной сфере

При реализации пилотного проекта мы столкнулись с рядом сложностей:

1. Неполная оснащенность объектов энергосервиса приборами учета в нарушение требований закона № 261-ФЗ.

2. Несоответствие объектов энергосервиса минимальным требованиям по техническому состоянию и исправности, требованиям санитарных норм.

3. Отсутствие отработанных механизмов привлечения заемного финансирования для энергосервисных договоров в бюджетной сфере.

4. Высокие транзакционные издержки для ЭСКО при заключении контрактов непосредственно с каждым бюджетным учреждением.

5. Отсутствие на практике мер по стимулированию энергосервиса:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • налоговые льготы для ЭСКО, выполняющих работы в бюджетной сфере.

Определяем начальную (максимальную) цену контракта

Чтобы определить начальную (максимальную) цену контракта (лота) на энергосервис, следует учитывать фактические расходы, понесенные заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергоресурсов за прошлый год. К примеру, заказчик рассчитывает фактические расходы. Среднегодовая стоимость электроэнергии — 4,2 руб/кВт-ч. При потреблении 100 000 кВт-ч расходы на поставку электроэнергии составляют 420 000 руб. (4,2 руб/кВт-ч x 100 000 кВт-ч). Но при этом следует помнить, что данная цена не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством РФ .

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

Читайте также:  Единовременное и ежемесячное пособие ребенку военнослужащего по призыву

Рассмотрим особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (лота) на энергосервис.

Если срок исполнения контракта на энергосервис — один календарный год или меньше, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год и стоимости единицы энергоресурса. При этом стоимость единицы энергоресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик рассчитывается за поставку энергоресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Например, для контракта, анонсированного 06.06.2013, базовым будет 2012 г. Соответственно, берутся потребление электроэнергии за 2012 г. (100 000 кВт-ч) и стоимость 1 кВт-ч электроэнергии на момент объявления конкурса, то есть на июнь (4,37 руб/кВт-ч). В итоге получаем начальную (максимальную) стоимость 437 000 руб. (100 000 кВт-ч x 4,37 руб/кВт-ч).

Если заказчик рассчитывает поставку энергоресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф). Средневзвешенная цена (тариф) рассчитывается следующим образом. Каждый объем поставки энергетического ресурса, потребляемого заказчиком за один календарный месяц, предшествующий дате объявления о проведении отбора, умножается на цену (тариф), по которой осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки энергетического ресурса. Полученные результаты складываются и делятся на суммарный объем поставки энергетического ресурса. Иначе говоря, цена рассчитывается как среднеарифметическая стоимость поставки по одному тарифу. Например, по первому поставщику тариф равен 4,2 руб/кВт-ч, потребление — 30 000 кВт-ч, итого — 126 000 руб. По второму поставщику тариф равен 4,44 руб/кВт-ч, потребление — 70 000 кВт-ч, итого — 310 000 руб. Средневзвешенная цена будет рассчитана так: (126 000 руб. + 310 000 руб.) / 100 000 кВт-ч = 4,36 руб/кВт-ч (тариф средний).

Указываем экономию расходов

При заключении контракта на энергосервис в контракте должна быть названа экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении. Например, как вид ресурса, подлежащий экономии, указывается электроэнергия, и оговаривается, что экономия электроэнергии должна составить не менее 1000 кВт-ч в год относительно базового уровня, то есть 10% от потребления базового года (как было сказано выше). Данная экономия рассчитывается из фиксированного размера экономии в денежном выражении при условии А или предложенной участником размещения заказа при условиях Б и В экономии в денежном выражении таких расходов, а также из стоимости единицы всех товаров, работ, услуг, отраженных в конкурсной документации и извещении.

Если контракты заключаются при условиях А и Б, в них также указывается предложенный участником процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, при условии Б — фиксированный процент такой экономии. Данный процент не может изменяться в ходе исполнения контракта.

Из материала хорошо видно, насколько велик потенциал энергосервисной деятельности в России. Чтобы решить проблемы на пути становления этого огромного рынка необходимо привлечение государственных структур, частного сектора, а также профессионалов в области энергосбережения. На наш взгляд, в первую очередь необходима доработка нормативно-правовой базы отрасли энергосервиса, которая, в свою очередь, способна подтолкнуть финансовые учреждения. Если государство озаботится развитием данной интересной, эффективной и прибыльной сферы, создаст благоприятную среду для ее роста, то и сообщество профессионалов отреагирует на изменения так же быстро. Будет создана четкая методологическая база, стандарты качества и другие сопутствующие мероприятия — работа пойдет более интенсивно. А пока остается лишь верить, что в самом ближайшем будущем законодатели все-таки устремят более пристальные взоры в сторону энергоэффективности.

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *