Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

Плата за обращение с ТКО: новая строчка в «платежке»

Со сменой терминов появилась новая строчка в платежных квитанциях – «плата за обращение с ТКО». Реализация данного вида услуг поручена региональным операторам. Сумма ежемесячного платежа возросла, так как в тариф теперь входят не только сбор и транспортировка мусора. В обязанности регионального оператора входят также обезвреживание и захоронение вывозимого мусора.

Расчет ежемесячной стоимости услуги можно осуществить по одной из формул:

  • для регионов, использующих схему расчетов по квадратным метрам: площадь жилья * тариф регионального оператора * норма накопления отходов на кв. м по региону /12;
  • по новой схеме расчета: число жильцов, зарегистрированных в доме/квартире * тариф регионального оператора * норма накопления на человека по региону /12.

Как правильно указывать в документах

Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.

Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.

В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.

Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.

По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.

В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.

Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.

Какие именно тарифы подлежат регулированию?

  • на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
  • на обработку;
  • на обезвреживание;
  • на захоронение.

В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.

Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Варианты экономии на мусоре

Есть несколько способов экономии на мусоре:

  1. Систематическая сортировка. Для этого создаются контейнеры под определенные разновидности ТКО (пластика, стекла, бумаги, пищевых отходов, особо опасных предметов).
  2. Переработка вторсырья. Такой подход способствует сокращению объема выбрасываемых отходов и экономии природных ресурсов. Этот метод используется в отношении металлолома, пластика, макулатуры, стеклотары, древесины, электроники, нефтепродуктов.
  3. Соблюдение норм накопления отходов. Необходимо принимать во внимание лимиты образования отходов в тот или иной отрезок времени на одного человека.

В процессе обращения с ТБО и ТКО на предприятиях используется специальный учетный журнал, заполнение которого происходит в свободной форме в соответствии с действующими нормами и принципами законодательства.

Читайте также:  Сколько стоит госпошлина при утере паспорта в 2022 году

О том, как устроен полигон твердых бытовых и твердых коммунальных отходов, можно узнать ниже на видео.

Обращение, вывоз и утилизация

Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:

  1. В рамках процедуры временного хранения должна предотвращаться вероятность гниения и разложения отходов. По этой причине в зимнее время продолжительность хранения утильсырья не превышает трех суток, а в летнее – 24 часов.
  2. В разных населенных пунктах период, в который производится сбор и утилизация мусора, обсуждается с административным отделом предварительно.
  3. Сбор должен производиться с использованием специальных металлических контейнеров, которые располагаются на дистанции от 20 до 100 м. от жилых массивов.
  4. Важную роль играет своевременное промывание урн. Летом оно должно производиться разово в 10 суток, зимой – реже.
  5. Брать мусор из сборников в целях использования его в качестве вторичного сырья недопустимо.
  6. В обновленных строительных нормативах сказано, что в новых постройках высотой более 5 этажей должны присутствовать мусоропроводы, которые организованы в соответствии с принятыми ведомственными нормами.
  7. Сбор мусора в целях его последующей утилизации организуется разово в неделю. Ответственность за проведение этого мероприятия несет управляющая компания, в ведении которой находится строение/строения.

При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:

  • ответственность за вывоз и выбрасывание несет непосредственно региональный оператор, выбор которого осуществляется по принципу конкурса;
  • в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются индивидуальные нормативы, по которым регулируется накопление мусора в зависимости от той или иной категории помещения (частный дом, квартира, магазин, офис, производственный цех);
  • на территории, предназначенной для накопления мусора, необходимо осуществлять сортировку отходов, если данный принцип прописан в региональных нормативно-правовых актах;
  • соглашение на вывоз мусора оформляется абсолютно каждым собственником отходов, о чем оператор сообщает за 10 дней до момента планируемого заключения, этот документ носит публичный характер.

Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.

В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.

На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.

  1. Захоронение. С финансовой точки зрения этот способ является наиболее выгодным. Для этого используются специальные полигоны, расположенные за пределами жилых, лечебных, развлекательных зон. Однако применяется этот метод только в отношении некоторых отходов с низким уровнем опасности.
  2. Сжигание. Этот вариант является наиболее популярным. После проведения мероприятия по утилизации образуется зола, которая в сравнении с первоначальным отходом занимает меньше места. Она подлежит вывозу на специально предназначенную территорию. Недостаток заключается в дороговизне способа. Ведь в процессе классического сжигания отходы выделяют много вредных газов, поэтому для минимизации негативного влияния на окружающую среду придется использовать специализированное оборудование.
  3. Компостирование. Альтернативное название этого способа – разложение. Вариант подходит исключительно для отходов органического происхождения. В рамках этого метода происходит разложение веществ под влиянием микроорганизмов, что приводит к выделению тепла. Компост, полученный в ходе применения данного варианта, широко применяется в сельскохозяйственной сфере в качестве натурального удобрения. Способ прост и практически не затратный, зато в процессе его использования образуется большое количество неприятных запахов.

О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.

ТБО и ТКО: соотношение

Если говорить просто, понятие «ТКО» пришло на смену понятию «ТБО».
Обратите внимание! Если ранее твердые отходы, которые образовывались у жителей городов и сел, назывались бытовыми, сейчас их именуют коммунальными.

Состав отходов, входящих сейчас в твердые коммунальные, приведен в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Итак, в них входит:

  • мусор, который образуется в квартирах и частных домах, собираемый как в общий контейнер, так и в разные, под каждый вид отходов;
  • выброшенные крупногабаритные вещи;
  • мусор с улицы;
  • отходы от уборки придомовых территорий.

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ТКО представляют собой:

  • отходы, которые создаются в процессе потребления (кожура от овощей и фруктов, упаковка и т. п.);
  • подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юрлиц и предпринимателей;
  • вещи, вышедшие из строя.

Согласно изменениям, вступающим в силу 14.06.2020, из числа отходов исключается донный грунт.

Изменения в законодательстве об отходах

ТБО – понятие, использовавшееся десятилетиями. Их вывоз регулярно производился организациями, за которые несли ответственность федеральные власти. Такое состояние сферы работы с населением долго сохранялось на территории страны, но в 29 декабря 2014 года было вынесено решение, что регионы начнут самостоятельно заниматься уборкой.

Изначально давался 1 год на реорганизацию, которая была успешно проведена. После этого понятие твердых коммунальных отходов осталось в прошлом, поэтому его можно не рассматривать в сравнении. С 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации начала действовать новая статья законодательства. Она призвана исправить состояние на местах, обязав региональные власти полноценно осуществлять вывоз мусора.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Читайте также:  Что такое норма жилой площади на одного человека?

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

ТКО – какие отходы можно выбрасывать в мусорные баки?

Отходы ТКО, которые образуются в ходе потребления товаров физическими лицами и деятельности юридических лиц, должны быть собраны в специальные контейнеры ТКО, откуда они идут на переработку либо же на утилизацию.

В соответствии с законодательством в контейнеры ТКО можно выбрасывать:

  • отходы растительного происхождения;
  • бумага и листья деревьев;
  • просроченные продукты питания;
  • отходы текстиля;
  • упаковочные материалы (полиэтилен, картон и т.д.).

В контейнеры ТКО запрещено выбрасывать:

  • мусор строительного типа;
  • отходы с консистенцией масла;
  • фекалии домашних животных;
  • лекарственные препараты;
  • вещества токсичного типа (ртутные градусники и т.д.).

Каждый тип отходов перерабатывается по индивидуальной технологии. Применение в производстве вторсырья даёт возможность экономить природные ресурсы.

Обращение, вывоз и утилизация

Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:

  1. В рамках процедуры временного хранения должна предотвращаться вероятность гниения и разложения отходов. По этой причине в зимнее время продолжительность хранения утильсырья не превышает трех суток, а в летнее – 24 часов.
  2. В разных населенных пунктах период, в который производится сбор и утилизация мусора, обсуждается с административным отделом предварительно.
  3. Сбор должен производиться с использованием специальных металлических контейнеров, которые располагаются на дистанции от 20 до 100 м. от жилых массивов.
  4. Важную роль играет своевременное промывание урн. Летом оно должно производиться разово в 10 суток, зимой – реже.
  5. Брать мусор из сборников в целях использования его в качестве вторичного сырья недопустимо.
  6. В обновленных строительных нормативах сказано, что в новых постройках высотой более 5 этажей должны присутствовать мусоропроводы, которые организованы в соответствии с принятыми ведомственными нормами.
  7. Сбор мусора в целях его последующей утилизации организуется разово в неделю. Ответственность за проведение этого мероприятия несет управляющая компания, в ведении которой находится строение/строения.

При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:

  • ответственность за вывоз и выбрасывание несет непосредственно региональный оператор, выбор которого осуществляется по принципу конкурса;
  • в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются индивидуальные нормативы, по которым регулируется накопление мусора в зависимости от той или иной категории помещения (частный дом, квартира, магазин, офис, производственный цех);
  • на территории, предназначенной для накопления мусора, необходимо осуществлять сортировку отходов, если данный принцип прописан в региональных нормативно-правовых актах;
  • соглашение на вывоз мусора оформляется абсолютно каждым собственником отходов, о чем оператор сообщает за 10 дней до момента планируемого заключения, этот документ носит публичный характер.

Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.

В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.

На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.

  1. Захоронение. С финансовой точки зрения этот способ является наиболее выгодным. Для этого используются специальные полигоны, расположенные за пределами жилых, лечебных, развлекательных зон. Однако применяется этот метод только в отношении некоторых отходов с низким уровнем опасности.
  2. Сжигание. Этот вариант является наиболее популярным. После проведения мероприятия по утилизации образуется зола, которая в сравнении с первоначальным отходом занимает меньше места. Она подлежит вывозу на специально предназначенную территорию. Недостаток заключается в дороговизне способа. Ведь в процессе классического сжигания отходы выделяют много вредных газов, поэтому для минимизации негативного влияния на окружающую среду придется использовать специализированное оборудование.
  3. Компостирование. Альтернативное название этого способа – разложение. Вариант подходит исключительно для отходов органического происхождения. В рамках этого метода происходит разложение веществ под влиянием микроорганизмов, что приводит к выделению тепла. Компост, полученный в ходе применения данного варианта, широко применяется в сельскохозяйственной сфере в качестве натурального удобрения. Способ прост и практически не затратный, зато в процессе его использования образуется большое количество неприятных запахов.
Читайте также:  Перепланировка: что можно и нельзя делать в квартире?

О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.

Биотестирование отходов 5 класса

Небольшие организации обязаны ежегодно предоставлять отчетность в форме, разработанной для предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП). Для этого необходимо подтвердить, что на их производстве образуются отходы 5 класса опасности. На малотоксичные ТКО не нужно получать паспорт. Достаточно иметь протокол лаборатории, проводившей биотестирование.

Этот вид исследования ТКО подразумевает его взаимодействие с каким-то биологическим материалом. Токсичные компоненты, входящие в водную вытяжку анализируемого образца, приводят к гибели живых организмов. Для этого используют:

  • клетки некоторых видов водорослей;
  • простейшие микроорганизмы (инфузории);
  • рачков дафнии.

После эксперимента подсчитывается число выживших клеток, устанавливается категория ТКО по степени опасности, влиянию на экологию. Исследования проводятся аккредитованными лабораториями, результаты вносятся в протокол. Этот документ считается бессрочным.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Жильцы выбрасывают бытовой мусор каждый день, соответственно и вывозить его должны регулярно. Кто отвечает за это? Вывоз ТБО – коммунальная услуга, за которую отвечает управляющая компания. Для этой процедуры используют специальный транспорт – мусоровоз. Это транспортное средство помогает собирать мусор и уплотнить его до возможного максимума. После чего перевозят его на мусорный полигон, а в некоторых регионах на предприятие, которое занимается переработкой отходов.

Существует большой выбор мусоровозов с разным способом загрузки: сверху, сзади и сбоку. Чаще всего используют агрегат с ручной загрузкой, так как он прост и удобен в использовании.

После того как ТБО вывезли его нужно утилизировать. Для этого сначала уменьшают объём собранных отходов, после чего применяют один из методов утилизации. Вот некоторые из них:

  • захоронение;
  • компостирование;
  • сжигание;
  • переработка.

Последний является современным способом утилизации, который активно разрабатывают во многих странах.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *