Уведомление о контролируемых сделках за 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках за 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сделки со «своими» контрагентами из РФ три года можно будет не относить к контролируемым только из-за того, что одна из из сторон применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Годы эти считаются по периодам, когда признаются доходы и расходы по указанным сделкам, и на это не влияет дата заключения договора.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало». В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным.

Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия. Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки. Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует.

То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа. В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Сделки, не относящиеся к контролируемым

Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).

2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:

  • регистрация на территории одного субъекта РФ;
  • нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
  • не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
  • нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Контролируемые сделки для целей налогообложения. Критерии для признания сделки контролируемой. Отчетность и ответственность за неуплату налога

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
Пример:
Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

№ п/п

Контролируемые сделки

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

1

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

1 млрд рублей.

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

60 млн рублей

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

100 млн. руб.

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам;

60 млн рублей

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

60 млн рублей

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

60 млн рублей

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ

60 млн рублей

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ

60 млн рублей

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Изменение ценового порога для признания сделок контролируемыми

С 2022 года предельный размер доходов по сделкам для целей признания их контролируемыми был увеличен с 60 до 120 млн рублей. Новый порог распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налога на прибыль начиная с 2022 года, независимо от даты заключения таких сделок (Письмо ФНС России от 27 мая 2022 г. № ШЮ-4-13/6548@).

Напоминаем, что к контролируемым относятся сделки:

  1. С взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд руб.. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН.
  2. С взаимозависимым нерезидентом или офшорной компанией при годовом доходе по сделке более 120 млн руб.
  3. Сделки по импорту и экспорту определенных видов товаров при годовом доходе более 120 млн руб. (Письмо Минфина от 19.02.2019 N 03-12-11/1/10545).

Уведомление о контролируемых сделках заполняется налогоплательщиками, которые в соответствии со ст. 105.16 НК РФ обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Уведомление представляется не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета организации). В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в переданном в налоговый орган уведомлении налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Следует отметить, что по итогам календарного года, в котором совершены контролируемые сделки, налогоплательщик составляет одно уведомление, в котором указываются все контролируемые сделки, совершенные в календарном году. При этом для отражения сведений о разных сделках используется необходимое количество листов разд. 1А и 1Б.

Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Если особенности отдельных видов экономической деятельности предполагают наличие сделок, предусматривающих непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя, то при неизменности условий поставок и иных показателей, отражаемых в п. п. 030 — 110 разд. 1Б уведомления, допускаются суммирование количества товара в указанных поставках и заполнение одного листа разд. 1Б. При этом в п. 120 «Количество» указывается общее количество товара по всем непрерывным долгосрочным поставкам с неизменными условиями поставок. Соответственно, в п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб.» разд. 1Б уведомления указывается стоимость товара, поставленного пока действуют условия, указанные в п. п. 030 — 110 и 130 разд. 1Б уведомления. При изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в названных пунктах, либо при окончании отчетного периода суммирование прекращается.

Читайте также:  Как зарегистрировать брак при беременности: сроки и какие документы нужны

В перечисленных выше случаях в п. 150 «Дата совершения сделки (цифрами день, месяц, год)» разд. 1Б уведомления указывается дата, когда изменился хотя бы один из показателей, отражаемых в п. п. 030 — 110 и 130 разд. 1Б уведомления, и суммирование было прекращено, либо дата окончания отчетного периода (п. 5.20 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России N ММВ-7-13/524@).

О корректировочном счете-фактуре

Каким образом в уведомлении должна отражаться информация о цене (количестве) товаров в случае составления поставщиком корректировочного (исправительного) счета-фактуры? Прежде всего отметим, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм НДС к вычету, то есть специальным документом, применяемым для исчисления НДС, а не первичным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет доходов, расходов и активов. Счет-фактуру можно использовать для целей заполнения уведомления, если данные, указанные в нем, соответствуют первичным документам.

Напомним: исправительный счет-фактура составляется при наличии ошибок в первоначально выставленном налоговом документе, корректировочный счет-фактура — при изменении стоимости отгруженных товаров (в том числе при изменении цены, количества). Так как в уведомлении должны быть указаны достоверные данные о размере выручки по контролируемым сделкам, уведомление должно заполняться исходя из согласованных сторонами условий сделки, то есть с учетом всех изменений и дополнений.

Так же как и в предыдущих случаях, если изменения количества, цены и стоимости товара произошли после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, то в разд. 1А, 1Б уведомления показываются уже скорректированные данные о цене и стоимости. Если изменения количества, цены и стоимости товара произошли после окончания отчетного периода и после представления уведомления, то составляется уточненное уведомление.

Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)

Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.

Если в рамках одного договора совершаются различные неоднородные сделки, то по каждой такой сделке заполняется отдельный раздел 1А.

Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

Если сделка совершена комиссионером, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

  • в поле «Взаимозависимость» выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
  • в полях 121-124 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
  • в полях 131-138 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-138 не допускается.

В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

  • в поле «Группа однородных сделок» проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
    Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается ;
  • из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
  • в поле «Признак определения цены…» делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
  • в поле «Комментарии» отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код определения цены сделки» выбирается соответствующий код, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
  • если в поле «Код определения цены сделки» выбран код, то указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код методов ценообразования» выбирается код того метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
  • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в поле «Код методов ценообразования» указан код «06»), то отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в полях 251-259 проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Количество участников сделки» отражается общее число участников контролируемой сделки;
  • в поле «Комментарии» отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…» указываются следующие сведения:

  • сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
    Сумма дохода указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, Услуги или иные объекты гражданских прав) ;
  • сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
    Сумма расходов указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав) ;
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.

Что такое контролируемая сделка?

Прошел год с момента вступления в силу новых правил о трансфертном ценообразовании (раздел V.1 Налогового кодекса РФ). Не позднее 20 мая 2013 г. налогоплательщики должны подать уведомление о контролируемых сделках, совершенных ими в 2012 г. В связи с этим представляется, что в настоящее время необходимо еще раз остановиться на вопросе о том, о каких сделках налогоплательщик должен уведомить налоговый орган, какие сделки являются контролируемыми.

Перечень контролируемых сделок и особенности их определения установлены в ст. 105.14 НК РФ. Ранее действовавшая ст. 40 НК РФ утратила силу. Соответственно, по новым правилам не являются контролируемыми сделками товарообменные (бартерные) операции, ряд внешнеторговых сделок, а также сопоставимые сделки, совершенные налогоплательщиком в течение непродолжительного времени, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Ранее такие сделки признавались контролируемыми.

Читайте также:  Компенсация за детский лагерь в 2023 году: размер, условия и сроки в Петербурге

Основную группу контролируемых сделок по правилам раздела V.1 НК РФ составляют сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей и исключений, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, к контролируемым сделкам приравниваются, т.е. по определению не относятся к контролируемым, но контролируются в том же порядке):

  • сделки по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн. руб.;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (местом жительства, местом налогового резидентства) которого является офшорная юрисдикция, включенная в Перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России. В настоящее время действует Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н, в котором определена 41 офшорная юрисдикция. Указанные сделки контролируются при достижении общей суммы доходов по сделкам с одним лицом за календарный год в 60 млн. руб.

Контролируемые сделки по новым правилам

( Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229). Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  1. для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  2. введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.
  3. скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п.

Сделки, не являющиеся контролируемыми

Не являются контролируемыми следующие сделки:

  1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
  2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
  3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
  • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
  • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Немного о сделках между взаимозависимыми лицами

В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:

а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;

б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).

Критерии контролируемых сделок

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:
  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский и другие в аналогичном статусе)
1000
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
60
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:
  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения
60
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Контролируемая сделка — выводы

Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.

Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.

Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.

С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.

Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *