Особенности правового режима земель водного фонда и их состав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности правового режима земель водного фонда и их состав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты и их классификация

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Замечание 2

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Правовая охрана водных объектов

Глава 6 Водного кодекса РФ, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.

Как установлено в ст. 55 ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.

Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.

Также это полосы отвода водных объектов, сооружения и здания водоохранного типа, различные технические строения, имеющие непосредственное отношение к использованию водных ресурсов.

ВНИМАНИЕ! Водный Кодекс Российской Федерации уделяет большое внимание ценности водных ресурсов и их сохранению. Согласно ВК вода является ресурсом ограниченным, поэтому уязвимым и требующим защиты.

Водные отношения относительно вопросов регулирования эксплуатации близки к отношениям в сфере земельной. Попадают под водные отношения и водные объекты, и их отдельные элементы. В данную категорию отнесены и земли, на которых находится, например, водохранилище, и вода в нем.

Читайте также:  Смешанный стаж в мвд для выхода на пенсию в 2023 году

Структура земель водного фонда сложная, в нее включен сам водный фонд, режим, хозяйство, объекты, акватории, ресурсы. Это все объекты, имеющие отношение к воде, находящиеся на территории РФ.

  • Понятие «акватория» обозначает водные просторы, находящиеся в пределах одного водоема, природного или искусственного.
  • Объекты – это искусственные и природные водоемы, которые по всем признакам можно отнести к водным землям.
  • По утверждению Водного Кодекса страны водные ресурсы – это ресурсы воды, которые используются с разными целями. Для их охраны принимаются различные меры на государственном уровне.
  • Что такое водное хозяйство? Это деятельность, тесно связанная с водой. Под этим понятием подразумевается и изучение водных ресурсов и объектов, предотвращение и ликвидация водных катастроф.
  • Под «режимом» понимают уровень жидкости в любом водоеме. Он может меняться в сторону уменьшения и увеличения.

При рассмотрении земель водного фонда встречается еще и такое понятие, как правовой режим территории. Такой режим определяется на уровне законодательства и обязательно контролируется государственными органами.

Поэтому никто не может в обход закона присваивать себе водные объекты и земли фонда. Право пользования землями устанавливается только законом и учитывает особенности этой категории земляных ресурсов.

На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.

ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.

Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?

  • Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
  • Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
  • Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
  • Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.

Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.

Кто является собственником?

В соответствии со ст. 8 ГК РФ водные объекты вместе с участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица могут иметь в собственности только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные стоячие водоемы на небольшой территории, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и затопленные карьеры.

В законе нет четкого определения, что такое пруд или затопленный карьер и чем они отличаются, например, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Сухопутная гидрология. Термины и определения» пруд может быть определен как мелководный водоем площадью не более одного квадратного километра.

Направления! Если земельный участок, на котором расположен пруд или затопленный карьер, находится на территории двух и более субъектов Российской Федерации, он будет являться собственностью Российской Федерации.

Это же правило распространяется на пограничные водные объекты, курорты и особо охраняемые экологические объекты.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникнуть только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с правом на водные ресурсы органам прекращается право собственности на указанный земельный участок.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в Российской Федерации является бассейновый подход, предполагающий выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (в настоящее время их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейнового округа формируется бассейновый совет, в который входят представители органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и малых сообществ.

Земельный мониторинг водных объектов осуществляется государством и включает в себя регулярный мониторинг состояния поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозы возможных изменений состояния водных ресурсов.

Государственный контроль осуществляется на нескольких уровнях:

  • местные (водопользователи);
  • территориальный;
  • региональный;
  • федеральный.

Государственный водный реестр ведется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Перевод в другую категорию

Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.

ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.

Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.

Читайте также:  Размер алиментов в твердой денежной сумме в 2023 году

Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.

Право собственности на водные объекты

  1. Лицам, имеющим отношение к участкам земли с водными объектами, к их эксплуатации или охране, нужно хорошо знать Земельный, Водный Кодекс.
  2. Также правовые отношения регулируются законами «О госгранице РФ», «О внутренних морских водах…».
  3. Следует соблюдать и закон «О защите граждан и гос.территории от чрезвычайных ситуаций….»

Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:

  1. Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
  2. Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
  3. Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
  4. Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
  5. Также в категорию включены земли болотной местности.

Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.

ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.

Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.

Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.

Такие земли, в основном, используются для строительства объектов и сооружений, необходимых для обеспечения людей водой, оздоровительными условиями, бытовыми. Также земли эксплуатируются в целях решения различных задач народного хозяйства.

Они могут быть необходимы для развития таких отраслей, как рыбохозяйственная, природоохранная, энергетические, транспортная, оборонная.

ВАЖНО! Владельцем земли из категории водного фонда является тот, кто и владеет водным объектом на ней.

  • Здесь часто устанавливаются береговые линии, в пределах которых нельзя проводить распашку земли.
  • Запрещается вырубка деревьев и их корчевание.
  • В таких зонах не строятся животноводческие комплексы.
  • Не проводится любая другая деятельность, которая может привести к ухудшению экологии и качества воды.
  • Виды деятельности на территории водоохранных зон не должны противоречить положениям Водного Кодекса. А также следует учитывать и нормы Земельного Кодекса РФ.

Среди водоохранных зон особенное значение имеют санитарные зоны водоснабжающих источников. Цель их создания – защита от вредоносных факторов воды таких объектов. Для таких санитарных зон разрабатываются различные эффективные меры, которые направлены на устранение рисков загрязнения воды и окружающей почвы.

Санитарные зоны вокруг источников водоснабжения разделяются на три пояса. Первый – территория с самым строгим охранным режимом, обязанным обеспечить защиту водоразборного центра от повреждений и загрязнения воды. Доступ на такую территорию строго ограничен. Задача второго и третьего пояса санитарной зоны подобная – предупреждение возможного загрязнения.

Выделяется несколько запрещенных видов деятельности для земель данной категории:

  1. Их нельзя использовать для размещения кладбищ, отстойников, скотомогильников.
  2. Также нельзя устраивать стоки для водоснабжения грунты.
  3. Здесь не проводится химическое опыление с помощью авиации.
  4. Не проводится не регулированное движение транспорта, не обустраиваются для него стоянки, ремонтные мастерские.
  5. На территории данных земель законодательством запрещено размещение смазочные и горючих материалов, пестицидов, химикатов.
  6. Земли фонда не подходят для добычи полезных ископаемых.
  7. Запрещается ведение сельскохозяйственной деятельности.

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Разрешенное использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Читайте также:  Образец жалобы на судью в следственный комитет рф

Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.

О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.

Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.

Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:

  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.

Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Водопокрытые земли (земли, покрытые поверхностными водами) – представляют собой часть поверхностных водных объектов, и их использование осуществляется в процессе использования самих водных объектов. То есть правовой режим таких земель прежде всего определяется правовым режимом водных объектов.

Право собственности на водопокрытые земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Водный кодекс РФ устанавливает право федеральной собственности на все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, если иное не установлено федеральными законами.

Водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и, соответственно, занимаемые ими земли в пределах береговой линии водных объектов, а также береговые полосы таких водных объектов являются землями общего пользования и не подлежат приватизации.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

  • Создания особо охраняемых природных территорий;
  • Установления или изменения границ населенных пунктов;
  • Прекращения существования водных объектов; и др.

Основаниями перевода земель другой категории в земли водного фонда:

  • Если земли заняты водными объектами;
  • Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов;
  • Изменение русел рек и иные изменения местоположения водных объектов.

Что нужно знать о водных объектах?

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

  • Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
  • Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
  • Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
  • Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).

Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.

Принципы перевода и вывода из фонда

Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе. Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает возможность принудительного отчуждения такого имущества для нужд государства, например, когда отдельные земли, находясь в разной собственности, не могут существовать порознь.

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства. Разумеется, для владельца, у которого изымается его недвижимость, предусмотрена финансовая компенсация. Перед этим собственника обязательно уведомляют о подобном решении заранее и официально, как того требует тот же Федеральный закон.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *