Обязательный аудит отчетности за 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит отчетности за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?

Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:

  1. Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.

  2. Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.

  3. Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Читайте также:  МФО расторгает договор. Как быть?

В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Изменения в аудите 2022-2023

Согласно новому закону о проведении аудиторских проверок, в 2023 году будет введено множество новых категорий. У организаций ещё есть время, чтобы познакомиться с новыми правилами и условиями.

Исходя из нововведений, при проведении обязательного аудита, деятельность индивидуальных аудиторов будет ограничена. Им нельзя будет заниматься проведением такого рода проверок. Нельзя будет воспользоваться услугами частного аудитора как для проведения обязательного аудита, так и прочих сопутствующих мероприятий, и услуг.

Устанавливаются критерии, согласно которым аудиторские компании являющиеся участниками СРО, должны привлекать к деятельности штатных сотрудников. В противном случае они не имеют право проводить обязательный аудит компании. В такой ситуации, у аудиторских организаций должна появиться заинтересованность в привлечении к своей деятельности профессиональных специалистов.

Единственный спорный момент – это коммерческая тайна. Независимо от того, что компании должны соблюдать коммерческую тайну о работе проверяемого объекта, аудиторские организации обязаны взаимодействовать с УФК и ЦБ РФ.

Деятельность любой компании связана с большим количеством финансовых операций, документооборотом, подготовкой и сдачей отчетности. Доверьте бухгалтерский учет профессионалам. Подробнее о наших услугах бухгалтерского сопровождения можно узнать по ссылке.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году

Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.

Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:

  • Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
  • Проверить не менее 85% документов;
  • Получить страховку от налоговых рисков;
  • Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
  • Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
Читайте также:  Что положено за 3 ребенка в 2023

В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:

  • ПАО;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
  • кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
  • страховые;
  • профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
  • иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.

Новая обязанность – руководитель аудиторской группы

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.

Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.

Другие специфические нюансы:

  • руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
  • руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.

И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.

Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.

Аудиторская компания с 2023 года должна:

  • предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
  • обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).

Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.

Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.

Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.

Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:

  • индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
  • индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.

Обязательный аудит представляет собой независимую проверку финансов и бухгалтерии, порядка ведения учета и заполнения отчетности, других аспектов деятельности компании. Требования к экспертам и порядку проведения аудиторских проверок определены Законом № 307-ФЗ. В статье 5 этого закона перечислены организации, для которых проведение аудита является строго обязательным.

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Читайте также:  Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Отсутствие закрытого списка организаций, которые подлежат обязательному аудиту

Как уже упоминалось, в связи с принятием нового ФЗ №476 с целым рядом правок статья 5 ФЗ №307 более не содержит закрытого перечня случаев, соответствие которым организаций является поводом для проведения обязательных аудиторских проверок. Это значит, что другие критерии могут быть прописаны в других федеральных законах. Так:

  • Для АО он регулируется статьёй 3 ФЗ №88 «Об акционерных обществах»;
  • Для финансовых организаций (банки, группы, холдинги) – статьёй 42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Для страховых организаций – статьёй 29 ФЗ №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Новые правки добавляют в ранее предусмотренный список:

  • Организации, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства;
  • Юридические лица в виде специальных фондов, созданных организациями, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства.

Кому необходимо проходить проверку

Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:

  • подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
  • проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
  • выявление имеющихся рисков.

Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *