Аттестация педагогов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.

Новая система оценивания для учителей

Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Зарплата в бюджетных учреждениях

Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).

Из представителей высших органов данных 3 сторон ежегодно формируется комиссия, целью которой является системная разработка документов, направленных на создание единого для всех уровней бюджета подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях. На 2022 год трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11), ознакомиться с которыми вы можете по ссылке.

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

В качестве критериев стимулированных выплат — 2023 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приведены следующие рекомендации:

  • наличие в арсенале учителя за каждый месяц дополнительных проектов, для расширения знаний детей
  • работа и контакт с родителями;
  • разработка методики и улучшения учебного процесса;
  • организация, проведение, подготовка различных внеклассных оздоровительных мероприятий;
  • помощь детям из неблагополучных семей, улучшение их учебного процесса;
  • разработка различных интерактивных пособий, портфолио.

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:

  • положительная и растущая динамика по улучшению и совершенствованию знаний учащихся;
  • участие в общих проектах учреждения.

Для учителей школ дополнительным стимулирующим требованием является участие в различных городских смотрах, показ и демонстрация открытых уроков, приглашение гостей на урок.

Таким образом получается, что размер заработной платы формируется не только за счет установленного оклада, но и за стимулирующие выплаты. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

В итоге по каждому критерию учитель получает определенное количество баллов, которые суммируются и умножаются на денежный эквивалент за каждый балл.

Структура зарплаты по ТК РФ

Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они могут быть установлены:

  • Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
  • Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
  • Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе – положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.

Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:

  • участия в этом процессе членов трудового коллектива;
  • недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).

Система рейтинговой оценки деятельности педагогов как средство повышения качества образовательных услуг

Введение государственных образовательных стандартов обусловлено возрастающими потребностями современного российского общества в получении качественных услуг в сфере образования. Однако на сегодняшний день для системы дополнительного образования детей государственные образовательные стандарты чётко не разработаны, отсутствуют критерии деятельности ОУ, инструментарий отслеживания педагогической деятельности педагога.

При отсутствии стандарта проблема качества в системе дополнительного образования детей приобретает особую остроту в плане поиска путей её решения.

Одним из основных факторов обеспечения качества образовательного процесса является эффективная деятельность как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом. Сегодня в российском образовании применяются различные рейтинговые оценки деятельности педагогов, образовательных учреждений. Однако сложившаяся практика далека от совершенства, поскольку не имеет чётких критериев, отсутствует единая система оценки деятельности педагогов.

С учётом того, что в учреждении дополнительного образования детей осуществляется разнообразная и многоуровневая деятельность, образовательный процесс ведётся, в основном, в разновозрастных группах, проблема качества предоставляемых образовательных услуг становится ещё более острой.

Проанализировав и оценив данную ситуацию, администрация и педагогический коллектив МОУ ДОД “Дом детского творчества” активно включились в работу по решению проблемы качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей. Основным инструментом в нашей деятельности стало введение мониторинга деятельности педагога по системе рейтинговой оценки.

  • регулярное получение объективной информации о качестве деятельности педагогов, методических формирований с точки зрения процесса и результата;
  • анализ полученных результатов деятельности педагогов в ОУ;
  • принятие эффективных управленческих решений администрацией ОУ в области повышения качества образовательной деятельности.

В нашем образовательном учреждении рейтинговая оценка опирается на:

Принцип комплексного подхода. Реализация данного принципа обеспечивает интегральный характер оценки и учитывает все виды деятельности педагогов.

Принцип обеспечения объективности и полноты информации предусматривает сведение до минимума элемента субъективизма в оценке качества работы педагога.

Читайте также:  Кассационная жалоба. Как выиграть суд?

Принцип систематичности оценки деятельности педагогов способствует регулярному выявлению проблем, работа над которыми потребует усилий всех работников ОУ и станет залогом выхода на новый, более качественный уровень управления; отслеживанию динамики качества деятельности педагогов.

Принцип открытости доступа к информации. Информация обрабатывается при помощи ИКТ и размещается в индивидуальные папки педагогов (портфолио). Полученные результаты обсуждаются на МО, МС, итоговом педагогическом совете.

Принцип развития и самоорганизации позволяет последовательно осуществлять запланированные мероприятия, выявлять проблемы и пути корректировки в деятельности педагогов.

Управленческой командой разработаны:

А. Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогического коллектива, в соответствии с которым определили последовательность действий субъектов управления в виде следующих этапов: оценка деятельности педагогов для оценки качества деятельности педагогов разработана “Карта модульно-рейтинговой деятельности педагога” по 2 модулям: социально-массовая и учебно-методическая работа.

Оценка деятельности предполагает:

1) самооценку качества деятельности педагога (по карте);

2) оценку качества деятельности, осуществляемая обучающимися, родителями (анкеты, рефлексия, отзывы в книге предложений) и руководством ДДТ (консультирование, собеседование на экспертном совете).

Б. Критерии оценки (см. Приложение 1), в разработке критериев оценки профессионально-педагогической деятельности педагогов принимал участие весь педагогический коллектив. Каждый критерий оценивается в баллах, учитывается разный уровень проявления исследуемого показателя (институциональный, муниципальный, краевой, всероссийский). Оценка деятельности заложена в 2-х разделах:

1. Социально-массовая работа — т.е. деятельность педагога и воспитанников в ТО, ДДТ, социуме (например: участие обучающихся в мероприятиях на уровне ОУ, района, края, участие в решении проблем местного социума, сотрудничество с учреждениями села, района: проведение встреч, мероприятий, работа с родителями и др.).

2. Учебно-методическая работа, т.е. деятельность педагога по повышению уровня профессиональной компетентности (например: использование современных образовательных технологий, выступления на семинарах, конференциях, участие в конкурсах профмастерства, использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе, наличие публикаций педагога, проведение мастер-классов, открытых занятий, мероприятий, наличие портфолио педагога и др.).

  • диагностические материалы: анкеты, тесты, опросные листы;
  • рефлексивные материалы;
  • портфолио педагога и творческих объединений;
  • книги отзывов и предложений;
  • показатели полноты реализации образовательных программ.

Модульно-рейтинговая оценка проводится дважды в год (декабрь и май). Итоги подводятся на заседании экспертного совета с каждым педагогом индивидуально. По итогам ежегодной рейтинговой оценки в МОУ ДОД “Дом детского творчества” осуществляется моральное и материальное поощрение педагогов и специалистов, внесших наиболее существенный вклад в развитие образовательного учреждения.

  • повысить число участников (воспитанников и педагогов) в мероприятиях района, края, России;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • определить динамику роста обучающихся, педагога, ОУ в целом;
  • подойти к оценке дифференцированно, определить перспективы развития как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом;
  • выявить роль и место педагога в развитии учреждения;
  • повысить продуктивность деятельности методической службы в целом;
  • вести мониторинг деятельности педагогов (см. Приложение 2);
  • приступить к экспериментальной деятельности;
  • повысить имидж, роль и место ОУ в образовательном пространстве района.

Созданная система рейтинговой оценки деятельности педагогов дополнительного образования способствует профессиональному саморазвитию, самореализации, самоанализу, самосовершенствованию педагогов.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что рейтинговая оценка деятельности в нашем ОУ приводит к эффективному управлению как системой повышения профессионального роста педагога, так и к эффективному управлению качеством предоставляемых образовательных услуг.

Перенос запуска новой системы аттестации педагогов

Подготовка изменений происходила в течение нескольких лет. В тестировании принимали участие 104 школы из 19 российских регионов. Впервые новая система была опробирована в 2018-ом году, чтобы с учетом внедренных корректив стать окончательно утвержденной в 2020-ом году.

Основной причиной недовольства педагогов стала необходимость предоставления для аттестации видеофрагмента урока. Упор был на то, что это отвлекает от занятия и направлено не на оценку их достижений, а на контроль за выполнением ФГОС.

В результате было принято решение переработать эту часть нововведений. Однако, в 2020 году система так и не заработала, поскольку началась пандемия и приоритет получили совсем иные задачи.

В соответствии с указанными событиями Министерство просвещения позволило:

  • всем, чья категория истекала в период с 1 апреля по 1 сентября, продлить ее действие до конца 2020-го года;
  • тем, у кого аналогичное событие должно было произойти с 01.09.20 по 01.10.21, оформить сроки по 31 декабря 2021-го года.

Далее проверки входят в штатный режим. Об этом в своем Письме № АЗ-57/08 сообщили представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19: для продления сроков тем, у кого категории истекают в период с 01.10.21 по 31.12.22, оснований нет. Таким образом, аттестация педагогов снова входит в обычный режим.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Показатели Стимулирующих Выплат В Доу 2021

Размер поощрений рассчитывает бухгалтер после предоставления ему администрацией школы информации о набранных учителями баллах. Сделать это может и сам учитель, но ему необходимо знать баллы коллег и размер выделенных на стимулирование средств. В конце месяца заработанная сумма просто присоединяется к общему окладу, и преподаватель, например, получает не 20 тыс. рублей, а 35 и более, соответственно набранным баллам.

Правительство РФ обещает, что оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2021 г. на 6%, что обойдется бюджету страны дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн. руб. После индексации средняя зарплата учителей достигнет 44 760 рублей, преподавателей в ВУЗах, – 93 тысячи рублей, воспитателей в детских садах – 34,7 тысяч рублей. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов педагогов на 5,4-6,6% ежегодно.

2.1. Премии могут выплачиваться:

  • за счет бюджетных средств из экономии фонда оплаты труда в пределах, установленных учредителем и полученных образовательной организацией бюджетных средств для осуществления образовательной, методической, научной и иной уставной деятельности;
  • из внебюджетных средств, фактически полученных образовательной организацией, в пределах фонда оплаты труда и премиального фонда, предусмотренного соответствующими сметами по подразделениям и централизованным внебюджетным средствам;
  • за счет внебюджетных средств, полученных от экономии по соответствующим направлениям деятельности образовательной организации;
  • других средств, предусмотренных действующим законодательством.

2.2. Премирование работников может производиться только при наличии денежных средств по соответствующим источникам, предусмотренными для оплаты труда, которые могут быть израсходованы на материальное стимулирование при условии гарантированного выполнения всех обязательств общеобразовательной организации по выплате должностных окладов, ставок заработной платы, а также установленных выплат компенсационного и стимулирующего характера, без ущерба для основной деятельности общеобразовательной организации.

3.1. Настоящим Положением предусматривается текущее и единовременное премирование.
3.2. Текущее премирование работников общеобразовательной организации производится в размере до 100% размера ежемесячной заработной платы. Текущее премирование осуществляется по итогам работы за полугодие в случае безупречного выполнения работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и локальными нормативными актами, а также распоряжениями непосредственного руководителя.
3.3. Единовременное (разовое) премирование может осуществляться в отношении работников школы:

  • по итогам работы за год;
  • к отпуску;
  • в связи с государственными или профессиональными праздниками,
  • знаменательными или профессиональными юбилейными датами;
  • за повышение профессиональной квалификации без отрыва от основной работы;
  • в случаях, предусмотренных пунктом 4.2. настоящего Положения.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Как показывает практика, периодичность выплат стимулирующего характера определяется администрацией ДОУ. Надбавки могут предоставляться воспитателям раз в месяц, квартал или полугодие. Обычно, чем меньше дошкольное учреждение, тем короче период назначения стимулирующих выплат. А когда в детском саду много детей, воспитатели несут большую нагрузку, и тогда стимулирующие выплаты становятся чуть ли не единственной возможностью привязки педагога к конкретному ДОУ.

Читайте также:  Банкротство физического лица: процедура от А до Я

Воспитатели детских садов получают небольшие зарплаты, величина которых не доходит до уровня средней оплаты работников образования. Ежемесячные выплаты в ДОУ даже меньше, чем в школах — за счет того, что в дошкольных учреждениях не предусмотрены отпускные пособия. С 2021 года в Правительстве РФ ведутся переговоры об увеличении заработных плат и доведении их размеров до средних показателей оплаты труда по регионам. Но на сегодняшний день существенных изменений не произошло. Единственная возможность увеличить зарплату — оформить стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ.

Если внутреннее положение о выплате стимулирующих надбавок не предусматривает ограничение по периодичности получения воспитателями премий, то да — педагоги могут стараться заслужить выплату стимулирующего характера хоть каждый месяц. Дефицит средств в фонде оплаты труда не может служить основанием для отказа в выплате премии. Если администрация ДОУ лишает воспитателей заслуженных выплат, всегда можно обратиться с заявлением в суд — после принятия решения премия будет выплачена из уже распределенных и выплаченных премий.

  • наличие в ДОУ прозрачной для всех сотрудников схемы деятельности;
  • участие детского сада во всероссийских, областных, районных соревнованиях, мероприятиях (и положительные итоги этого участия);
  • работа над обеспечением благоприятного эмоционального микроклимата внутри учреждения;
  • деятельность, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей;
  • результаты проведения последней аттестации и гос. аккредитации учреждения.

Положение о выплатах стимулирующего характера

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 10н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37218).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр В.Н. Фальков

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.

Критерии стимулирования

Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:

  • заинтересованности каждого работника в увеличении собственного вклада в деятельность учреждения;
  • качества работы учреждения в целом.

В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:

  • разработка их перечня;
  • создание количественной системы их оценки — баллов;
  • разработка алгоритма их учета в общей сумме зарплаты.

Обязательными условиями системы являются:

  • наличие у работника четкого понимания своих трудовых обязанностей и тех критериев, которые повлияют на оценку эффективности их выполнения;
  • влияние вклада конкретного работника на итоги работы учреждения в целом;
  • абсолютная понятность и прозрачность критериев качественной оценки.

Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями 3-сторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.

Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.

Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.

О бланке, который можно использовать для оформления трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».

В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:

  • самого работника;
  • профсоюзной организации;
  • руководителей непосредственно работника и учреждения в целом.

Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В ткой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты пед.работнику определяется следующим образом:

  1. рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам;
  2. бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов;
  3. величина 1 балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.

Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Читайте также:  Время ремонта автомобиля по страховому полису КАСКО

Инструкция: как разработать и утвердить положение о стимулирующих выплатах

Ничто так не стимулирует работников качественно и быстро выполнять обязанности, как разнообразные надбавки и премии за особые заслуги на рабочем месте. Чтобы эти премии выплачивались справедливо и максимально рационально для предприятия, необходимо разработать четкую систему мотивации.

Как предусматривают ст. 129 и 135 Трудового кодекса РФ, зарплата на предприятии формируется из нескольких составляющих:

  • оклада, который учитывает квалификацию трудящегося и вид деятельности;
  • компенсационных доплат за особые условия работы;
  • поощрений, надбавок, премий, доплат и прочее;
  • социальных выплат по потере дохода.

Материальные вознаграждения за эффективный труд работодатели обязаны прописать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Один из способов зафиксировать условия для назначения стимулирующих выплат в положении об оплате труда, — указать их в отдельном разделе. Другой вариант — прописать особенности вознаграждения в отдельном положении.

Примечательно, что правильная система денежных вознаграждений является лучшим способом повысить производительность труда, предотвратить текучесть кадров и привлечь квалифицированных сотрудников.

Чтобы эта система принесла пользу предприятию, следует разработать положение по определению стимулирующих выплат, учитывая так называемые критерии эффективного труда.

Важно не просто отметить, какие надбавки предусмотрены в компании, а четко рассчитать и указать показатели — кому, за что и сколько предполагается платить за успешное решение производственных задач.

Обычно доплачивают за:

  • количество часов;
  • объем работы;
  • трудовой стаж;
  • производительность труда;
  • качественно выполненную работу;
  • по итогам отработанного за период (за год, квартал и т. д.).

Но единых критериев нет. Работодатель самостоятельно определяет перечень выплат, их размер, дополняя их собственными показателями с учетом специфики деятельности.

Например, для отдела продаж таким критерием является выполнение плана продаж, количество заключенных контрактов и др.

, в промышленном производстве — перевыполнение нормы, качество изготовленных изделий, в сфере услуг — количество довольных клиентов и т. д.

Не следует путать стимулирующие и компенсационные выплаты. Первые повышают интерес работников в эффективной работе, вторые назначаются за вредные условия труда.

Чаще всего показатели эффективности прописывают в положении о начислении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении для следующих категорий:

  • педагогов школ, техникумов и вузов;
  • воспитателей детсадов;
  • госслужащих;
  • сотрудников соцкультбыта;
  • работников учреждений санаторно-курортного лечения.

Для доплат к окладу в госучреждениях выделяется отдельный бюджет на федеральном и региональном уровнях. Например, учителей вознаграждают за внедрение новых курсов и индивидуальных образовательных программ, проведение экскурсий и открытых уроков, организацию конкурсов, олимпиад и других мероприятий.

Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений

 N 
п/п
 Направления 
 Дошкольное
образование
 Общее 
образование
 Начальное 
и среднее
профессиональное
образование
 1 
Соответствие деятельности ОУ
требованиям законодательства
в сфере образования
(отсутствие предписаний
надзорных органов,
объективных жалоб)
 V 
 V 
 V 
 2 
Функционирование системы 
государственно-общественного
управления
 V 
 V 
 V 
 3 
Удовлетворенность населения 
качеством предоставляемых
образовательных услуг
дополнительного образования
 V 
 V 
 V 
 4 
Информационная открытость 
(сайт ОУ, размещение
протоколов комиссии по
распределению стимулирующего
фонда на сайте, участие
в процедурах независимой
оценки качества образования)
 V 
 V 
 V 
 5 
Реализация мероприятий по 
профилактике правонарушений
у несовершеннолетних
 - 
 V 
 V 
 6 
Реализация социокультурных 
проектов (школьный музей,
театр, социальные проекты,
научное общество учащихся,
др.)
 V 
 V 
 V 
 7 
Реализация мероприятий 
по привлечению молодых
педагогов
 V 
 V 
 V 
 8 
Реализация программ, 
направленных на работу
с одаренными детьми
 V 
 V 
 V 
 9 
Реализация программ 
по сохранению и укреплению
здоровья детей
 V 
 V 
 V 
 10
Организация физкультурно- 
оздоровительной и спортивной
работы (спортивные секции,
соревнования)
 V 
 V 
 V 
 11
Создание условий для 
реализации обучающимися
индивидуальных учебных
планов
 - 
 V 
 V 
 12
Реализация программ 
дополнительного образования
на базе образовательного
учреждения
 V 
 V 
 V 
 13
Реализация профильного 
обучения, предпрофильной
подготовки
 - 
 V 
 - 
 14
Динамика индивидуальных 
образовательных результатов
обучающихся (по материалам
контрольных мероприятий)
 - 
 V 
 V 
 15
Сохранность контингента 
в пределах одной ступени
обучения (коэффициент
выбытия из образовательного
учреждения)
 - 
 V 
 - 
 16
Отношение среднего балла 
единого государственного
экзамена (в расчете на 1
предмет) у 10 процентов
выпускников с лучшими
результатами единого
государственного экзамена
к среднему баллу единого
государственного экзамена
(в расчете на 1 предмет)
у 10 процентов выпускников с
худшими результатами единого
государственного экзамена
 - 
 V 
 - 
 17
Результаты итоговой 
аттестации
 - 
 V 
 V 

Как начисляется стимулирующая выплата педагогическим работникам

Чтобы справедливо начислять поощрительные надбавки учителям, оценочный лист и расчёты стимулирующих выплат передаются либо профсоюзной организации, либо специально организованной комиссии, возглавляемой директором школы:

  1. Профсоюз оценивает предложение руководства о начислении доплат в соответствии с качеством работы преподавателя, корректирует оценочный лист либо принимает в первоначальном виде.
  2. Комиссия во главе с директором учреждения изучает оценочный лист, анализирует объективность распределения стимулирующих выплат среди учителей, подводит итоги и выносит решение о количестве баллов, присуждённых каждому педагогу.

Вынесенное комиссией или профсоюзом решение является окончательным, поэтому директор подписывает Приказ о начислении определённых выплат всем или только некоторым преподавателям.

Как вычислить полагающуюся премию?

Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:

  • большой стаж педагогической деятельности;
  • имеется выслуга лет за работу с детьми;
  • есть различные почетные звания и награды;
  • есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
  • подтвержденная категория квалификации по специальности.

Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.

Пример расчета надбавок за полученные баллы

  1. У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
  2. Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
  3. Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
  4. Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.

Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.

Порядок стимулирования бюджетников

Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2020 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.
В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

  • доплаты за: непрерывный стаж и выслугу;
  • качество работы;

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание: комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
  • наглядных пособий;
  • условий для выявления способностей детей;


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *