Какой штраф за то, что водитель не вписан в страховку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за то, что водитель не вписан в страховку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП — новости Право.ру

Автоправа Устная сделка продажи авто: проблемы и последствия

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично.

Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии.

Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

Начнём мы с самого главного, так как многие автолюбители не знают этой тонкости. Страхование ОСАГО покрывает гражданскую ответственность на дороге, а не страхует имущество. То есть Вы застрахованы от обязательств выплачивать ущерб в том случае, если окажетесь виновным в ДТП.

Ошибкой является считать, что автогражданка страхует Ваш собственный автомобиль. Это не так, ущерб Вашей машине Вам возместят только в случае Вашей невиновности. А возмещает его страховая виновника (даже когда Вы обращаетесь в свою страховую, и она Вам выплачивает, всё равно затем Ваша взыскивает возмещённый Вам ущерб со страховщика виновника аварии).

Взыскание ущерба ДТП с водителя собственником

Нередки ситуации, когда на предприятии сотрудник может взять служебный автомобиль не только для выполнения своих непосредственных обязанностей или поездки по делам фирмы, но и после окончания рабочего дня. Согласие руководства дает право использовать корпоративное авто для личных целей, например, чтобы добраться на работу. И если водитель попадает в ДТП, то собственник может взыскать с него ущерб.

В каких случаях и как следует поступить, чтобы не нарушить действующее законодательство?

Если дорожно-транспортное происшествие случилось в рабочее время или сотрудник ехал по делам компании (т.е выполнял служебное задание), то необходимо провести внутреннее расследование. Его результаты помогут оценить степень вины водителя, а также соблюдение режима труда и отдыха во время движения транспортного средства. На основании полученных данных при явной вине сотрудника компания может взыскать с него ущерб, который представляет собой уменьшение личного имущества фирмы или ухудшение его состояния.

Иными словами, работник должен компенсировать ремонт автомобиля.

Если размер выплат для потерпевшей стороны оказывается больше суммы страховки, то собственник авто (в данном случае работодатель) по решению суда обязан возместить недостающую сумму, включая компенсацию морального вреда и затрат на лечение. Однако, если вина работника доказана, то работодатель может потребовать возмещения ущерба, который будет осуществляться либо единоразово (по соглашению сторон), либо компания будет вычитать из заработной платы своего сотрудника определенную сумму.

Если водитель и собственник не состоят в трудовых отношениях и не удается решить проблему с компенсацией ущерба в добровольном порядке, то единственным вариантом остается обращение в судебную инстанцию. Помощь квалифицированного юриста, грамотно составленное Исковое заявление и проведение экспертиз позволит владельцу автомобиля компенсировать ущерб за счет средств водителя.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.; опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год) приведены следующие разъяснения:

Вопрос 25: Подлежит ли взысканию со страховщика страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.)?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеуказанной нормы, по договору обязательного страхования является застрахованной ответственность только владельца транспортного средства.

При этом в соответствии с абз. 4 ст. 1 этого же Закона владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.); не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Читайте также:  Как получить материнский капитал и на что его можно потратить?

Учитывая вышеизложенное, лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

Однако такое лицо не освобождается от гражданско-правовой ответственности. При возложении ответственности за вред, причиненный транспортным средством, на лицо, управлявшее автомобилем без законных оснований, необходимо выяснить обстоятельства, при которых произошло выбытие автомобиля из обладания законного владельца, и исходить из положений п. 2 ст. 1079 ГК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год).

Когда собственник ТС не подлежит ответственности

На самом деле, таких вариантов всего два.

Виновник ДТП завладел транспортным средством неправомерно – результате угона или иных противоправных действий. В этом случае, владелец ТС не давал разрешения на управления ТС и вина за все последствия целиком остается на виновнике. В том числе, вина в противоправном завладении автомобилем. Сюда же относится управление автомобилем по разрешению несовершеннолетнего владельца, который не имеет права доверять управление ТС и не имеет его сам.

Виновник не являлся владельцем, но был собственником ТС. Здесь речь идет о случаях, когда виновник управлял автомобилем, на основании доверенности. Доверенность, в том числе дает право владельцу страховать ТС и обязывает нести правовые последствия владения ТС.

Правда ли, что хозяин автомобиля заплатит за вред независимо от вины водителя?

Это действительно так, собственник автомобиля отвечает за вред, независимо от того, виноват ли водитель, сидевший за рулем в момент ДТП (ст. 948 ГК Республики Беларусь).

Пример 2.

Водитель, управляя автомобилем, принадлежащем на праве собственности его другу, в темное время суток совершил наезд на пешехода, внезапно выбежавшего на дорогу из-за припаркованного на обочине автомобиля. В результате наезда пешеход скончался на месте происшествия. В ходе следствия установлено, что водитель не виноват в ДТП, поскольку он не располагал технической возможностью предотвратить ДТП, уголовное дело в отношении водителя прекращено. Не смотря на это, родственники погибшего подали в суд исковое заявление о возмещении морального ущерба против собственника автомобиля (то есть на друга водителя). В иске они указали, что смерть пешехода, наступила в результате наезда автомобиля, и поэтому моральный вред подлежит возмещению потерпевшим, даже если водитель не виноват. Иск о возмещении морального вреда бы удовлетворен судом.

Действительно ли владельцу нужно платить независимо от вины водителя?

Этот вопрос интересует людей не меньше, чем первый. В качестве примера хотелось бы взять один случай из судебной практики. Водитель взял у своего друга автомобиль, и так сложилось, что в темное время суток совершил наезд на внезапно выбежавшего на дорогу пешехода. Причиной тому оказался припаркованный на обочине автомобиль, ограничивший угол обзора дорожного полотна. В процессе следствия был установлен факт того, что тот, кто находился за рулем, не виноват в смерти пешехода, потому что технической возможности избежать столкновения у него не было. По отношению к нему делопроизводство было прекращено.

Далее события развивались следующим образом. Родственники потерпевшего подали иск в суд о привлечении к ответственности собственника автомобиля при ДТП. Основанием для этого был установленный факт того, что смерть пешехода была спровоцирована именно наездом транспортного средства, поэтому родственники требовали возмещения морального ущерба с автовладельца. В результате суд вынес положительное для потерпевшей стороны решение.

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден. Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии). В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый. Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.). В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Административная ответственность собственника при ДТП наступает при передаче управления лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, и составляет 30000р и лишение права управления ТС для собственника на срок от 1,5 до 2 лет (КоАП 12.8 ч2). Если же водитель не получал водительского удостоверения или лишен ВУ, то штраф для собственника авто в этом случае составит 30000р согласно статье 12.7 КоАП.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);

Важно понимать, что подавать апелляцию на решение суда об ответственности собственника авто при ДТП следует в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, в данном случае, будет обязательным для каждого участника ДТП.

При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:

  • Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
  • Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.

Не менее важным нюансом становится то, что сотрудник несет материальную ответственность перед работодателем в размере, своего среднемесячного заработка.

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден. Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии). В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый. Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.). В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Административная ответственность собственника при ДТП наступает при передаче управления лицу, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, и составляет 30000р и лишение права управления ТС для собственника на срок от 1,5 до 2 лет (КоАП 12.8 ч2). Если же водитель не получал водительского удостоверения или лишен ВУ, то штраф для собственника авто в этом случае составит 30000р согласно статье 12.7 КоАП.

Пошаговая инструкция обжалования

Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:

  • Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
  • Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
  • Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
  • Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.

При составлении апелляции важно указать следующие данные:

  • Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
  • Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
  • Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
  • Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
  • Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);

Солидарное взыскание ущерба от ДТП

Подборка наиболее важных документов по запросу Солидарное взыскание ущерба от ДТП(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • ДТП:
  • Аварийный комиссар
  • Взыскание ущерба от ДТП с работника
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение вреда здоровью при ДТП
  • ДТП это
  • Ещё.
  • Гражданский процесс:
  • Адрес восьмого кассационного суда
  • Апелляционная жалоба ГПК
  • Апелляционная жалоба на решение районного суда
  • Апелляционное обжалование в гражданском процессе
  • Аудиозапись судебного заседания в гражданском процессе
  • Ещё.
Читайте также:  Налоговые системы европейских стран

Зачем нужно вписаться в страховку

Штрафы можно оплатить со скидкой 50% в двадцатидневный срок с момента назначения. Спустя 20 дней взыскание выплачивается полностью.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Если владелец машины сам сидит за рулем, проблем с привлечением к ответственности не возникнет. Его могут наказать за любое нарушение ПДД, не повлекшее аварию, либо за вину в дорожно-транспортном происшествии. В ряде случаев придется возмещать ущерб даже при отсутствии вины, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности.

В памяти еще сохранились те дни, когда закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) не было. В те времена получение компенсации за имущественный ущерб, причиненный на дороге, осложнялось тем, что зачастую платежеспособность нарушителя правил дорожного движения (ПДД) оставляла желать лучшего.

Хозяин машины — ни при чем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали Иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь Доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *