Общая характеристика налога на добавленную стоимость

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика налога на добавленную стоимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Есть два варианта льготы, когда компания не платит НДС — обложение налогом по ставке 0% и освобождение от налога. Разница в том, что при нулевой ставке можно заниматься экспортом и международными авиаперевозками и заявлять к вычету входной НДС. Это значит, что налогоплательщик всё равно должен выставлять счета-фактуры, заполнять и сдавать декларации по НДС. Те, кто освобождён от уплаты налога, не сдают декларацию и не вправе заявлять вычеты.

Некоторые ИП и компании полностью освобождены от уплаты НДС, другие — по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС:

  • ИП на ЕНВД, УСН и ПСН;

  • участники проекта «Сколково»;

  • ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Чтобы получить такое освобождение, придётся подавать дополнительные документы.,

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше установленной суммы:

  • 90 млн рублей за 2019 год;

  • 80 млн рублей за 2020 год;

  • 79 млн рублей за 2021 год и т.д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. В противном случае придётся платить НДС при любых доходах.

От НДС также освобождаются отдельные операции:

  • денежные займы;

  • реализация медицинских товаров и услуг;

  • перевозка пассажиров;

  • торговля акциями.

НДС — «молодой» налог, стал применяться лишь в XX веке, хотя большинство действующих сегодня налогов были введены в практику на целое столетие ранее. Для сравнения, земельный налог и акцизы были известны еще с древних времен.

НДС относится к группе косвенных налогов, которые появляются, когда возрастают потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Первой формой косвенных налогов стали акцизы, но они взимаются с отдельных видов товаров, а обложению НДС подлежат все товары.

В период Первой мировой войны остро не хватало средств, военные расходы были огромными. Тогда и появился сходный с НДС налог с продаж, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Это вызвало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Как следствие, после войны этот налог был упразднен.

Но в период Второй мировой войны налог с продаж был введен вновь. Государственный бюджет был обескровлен, требовались дополнительные источники пополнения доходов.

Налог с продаж претерпел некоторые изменения:

  • стал взиматься однократно, что не так сильно замедляло оборот капитала, а поступление налога в бюджет происходило более быстрыми темпами;
  • стал взиматься, как правило, на стадии розничной торговли.

При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.

При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.

Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.

Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:

  • декларация сдается не по установленной форме;
  • декларация подписана неуполномоченным лицом;
  • в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
  • подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
  • декларация не соответствует контрольным соотношениям.

Налог на добавленную стоимость: субъекты, объект налогообложения, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный косвенный налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с 1 января 2001 г.

1. Налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

2. Объект налогообложения НДС, наиболее часто возникающий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2) Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, основным объектом налогообложения НДС являются действия (деятельность) налогоплательщиков по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Как таковая «добавленная стоимость» в НК РФ не определяется и напрямую в качестве объекта налогообложения НДС не используется.

Интересный подход к НДС следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 9181/08: налогом на добавленную стоимость облагается фактически полученная экономическая выгода в денежной форме.

НДС подлежит уплате именно в связи с реализацией товаров (работ, услуг). В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Читайте также:  Как получить пособие по безработице в 2023 году?

Соответственно, если поступившие денежные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), то по общему правилу они и не влияют на исчисление НДС.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 4762/09 рассмотрен вопрос налогообложения убытков, вызванных потерей тепловой энергии при ее транспортировке. Суд указал, что в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие исчислять НДС от суммы убытков и требовать их взыскания с учетом данного налога.

В п. 2 ст. 146 НК РФ перечисляются операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС:

1) операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 39 НК);

2) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов гос. (местным) органам власти;

3) передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) государственными (местными) органами в рамках выполнения возложенных на них полномочий, если обязательность выполнения таких работ (оказания услуг) установлена законодательством, и пр.

Момент определения налоговой базы (фактически — момент возникновения объекта налогообложения) для случая реализации товаров (работ, услуг) в п. 1 ст. 167 НК РФ в общем случае установлен как наиболее ранняя из дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Соответственно, законодатель устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) объект налогообложения по НДС возникает только из самого факта отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); последующая оплата и момент ее получения правового значения не имеют. Если же условия сделки предусматривают предварительную оплату, то ее получение также порождает объект налогообложения по НДС.

Исходя из Определений КС РФ от 4 марта 2004 г. N 147-О и N 148-О в отношении НДС законодатель может установить, что налоговая база увеличивается на суммы получаемых налогоплательщиком авансовых платежей, при этом предусмотрев соответствующий порядок уплаты налога: либо единовременно (например, по итогам налогового периода), либо авансом — при получении налогоплательщиком авансовых платежей за реализацию товара (работ, услуг) с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода.

Несмотря на то что современный вариант НДС не предполагает обязательного получения оплаты за товар как условия возникновения объекта налогообложения, в актах высших судебных органов периодически высказывается позиция о наличии такого условия. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 10447/10 сделан вывод о том, что согласно гл. 21 НК РФ налог на добавленную стоимость уплачивается продавцами за счет получаемых от покупателей денежных средств.

В силу общей нормы п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 НК РФ:

— 18% — стандартная;

— 10% — при реализации некоторых продовольственных, детских, медицинских товаров и печатных изданий;

— 0% — при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и по некоторым другим операциям.

Объект налогообложения

К операциям, признаваемым объектом обложения НДС, относятся:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая обороты (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК):

– по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

– по безвозмездной передаче и обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

– по передаче лизингодателем предмета договора финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

– по сдаче арендодателем объекта аренды арендатору;

– по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу);

– по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

– по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

– иные обороты;

2) ввоз товаров на территорию РБ и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК и (или) акты Президента РБ, таможенное законодательство, международные договоры РБ, составляющие право ЕАЭС, связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 НК).

По хозяйственным операциям, которые не признаются объектами обложения НДС, исчислять и уплачивать налог при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 115 НК.

Кроме того, объектами обложения НДС не являются операции, не признаваемые реализацией и перечисленные в п. 2 ст. 31 НК с учетом п. 12 Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Важно!

Для целей исчисления НДС к товарам не относятся деньги и имущественные права (подп. 7.1 п. 7 ст. 115 НК).

Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:

– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;

– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;

– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС(Подписан в г. Астане 29.05.2014).

В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.

Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).

При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.

1.1 Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость

налог добавленная стоимость

Налог на добавленную стоимость относится к федеральным косвенным налогам, который с 1 января 2001 г. взимается на основании главы 21 НК РФ. Глава 21 НК РФ применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 были утверждены Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость, являясь одним из видов косвенных налогов на товары, работы и услуги, влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге налогооблагаемая база для НДС составляет разницу между ценой реализации продукции и ценой покупных материальных ценностей.

Читайте также:  Как перевести земли ЛПХ в ИЖС?

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления;

при налогообложении строительства, выполняемого хозяйственным способом.

Например, при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства, — обороты по реализации являются объектом обложения НДС, поскольку предприятие не продает произведенные товары (работы, услуги) и, следовательно, не перекладывает сумму налога на покупателя, а уплачивает НДС за счет собственной прибыли. НДС в описанной ситуации приобретает форму прямого налога. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М: Финансы и статистика, 2005 г., — 464 с.

Изобретение налога на добавленную стоимость принадлежит М.Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия и доказал, что новый налог способен заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Но еще долгие годы он в «чистом» виде не действовал ни в одном государстве.

В 1958г. НДС был введен во Франции, и с этого времени его распространение приняло интенсивный характер. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 195г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения, то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЮС. Шестая директива Совета ЮС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран — членов Европейского Сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По данным ОЭСР, по состоянию на июнь 1992 г. НДС применялся в 82 странах мира.

Кроме всех европейских стран, он также функционирует в Латинской Америке, Турции, Индонезии. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

С повсеместным введением налога на добавленную стоимость существенно изменилась и структура налогов на потребление. Так, если в 1985 г. в составе налогов на потребление около 80 % составляли акцизы на спиртные напитки, табачные изделия и нефтепродукты, то к 1995 г. во всех странах ОЭСР доля поступлений от НДС в ВВП выросла и была выше, чем доля доходов от прочих разновидностей налогов на потребление. Это свидетельствует о том, что НДС является потенциально более эффективным источником доходов государства, чем другие разновидности налогов.

Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным событием налоговой политики в 70—80-е гг. История не знает другого примера, когда налог так быстро перешел бы из области теории в практику и занял среди налогов на потребление доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем 42-х государств, в том числе 17-ти европейских стран—членов ОЭСР. На долю этого налога приходится в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов стран и 5,5 % ВВП.

Широкое распространение и длительное функционирование налога на добавленную стоимость свидетельствуют о том, что он соответствует требованиям рыночной экономики. Его появлению способствовали:

во-первых, недостатки существовавших налогов (чрезмерная тяжесть прямых налогов, значительные масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров);

во-вторых, надежда на увеличение доходов благодаря расширению налоговой базы, а также стремление к повышению эффективности налогообложения;

в-третьих, намерение создать новую налоговую систему, отвечающую требованиям и стандартным ЕС и современному уровню экономического развития;

в-четвертых, он позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью современной техники и налаженной системы документооборота. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 352с.

Кроме того, НДС прост при взимании, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет. Он стимулирует рост производственного накопления, упрощает контроль за сроками продвижения товаров и их качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию продукции.

Новый налог выгодно отличается от ранее действовавших тем, что он более эффективен, чем, например, налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях. НДС менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рынка. Наконец, это более простая форма обложения: для всех налогоплательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории страны. . Губкевич Т.В. Налоги в схемах Учебное пособие. — И.: Маршрут, 2007. — 174с.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992г., который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В моделях западных экономических систем налог на добавленную стоимость выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

систематизация доходов.

Основная функция НДС — фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

Момент определения налоговой базы по НДС

Исходя из вышеперечисленных положений для полноты исчисления сумм налога необходимо точно установить момент определения налоговой базы. Вопрос установления момента определения налоговой базы является не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Действительно, а что же должно считаться моментом определения налоговой базы? Является ли моментом определения налоговой базы, например, день отгрузки продукции потребителю или отправки ему соответствующих платежных документов либо день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия? А как установить момент определения налоговой базы, если осуществляется товарообменная операция или происходит безвозмездная передача товара, работы и услуги? На эти и другие вопросы российское законодательство должно давать и дает четкие и недвусмысленные ответы.

В соответствии с действовавшим с начала создания российской налоговой системы законодательством предприятие само выбирало свою учетную политику, в которой момент определения налоговой базы мог им устанавливаться или как день оплаты отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, т.е. день поступления денег на расчетный счет либо в кассу предприятия, или же как день отгрузки (передачи права собственности) товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Начиная с 2006 г. моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • 1) день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг или имущественных прав;
  • 2) день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.
Читайте также:  Замена водительского удостоверения в связи с окончанием срока в 2023 году

Таким образом, практически для всех налогоплательщиков моментом определения налоговой базы и, следовательно, возникновения обязательства по уплате НДС стала дата отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.

Налоговая база представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения.

При определении налоговой базы на основании п.2 ст.153 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Если в соответствии с условиями договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), то при принятой для целей налогообложения учетной политике «по отгрузке» суммы НДС, исчисленные по курсу Банка России на дату отгрузки, корректируются продавцом на сумму разницы между суммой НДС, исчисленной по курсу Банка России на дату отгрузки, и суммой НДС, исчисленной по курсу Банка России на дату оплаты товаров (работ, услуг).

Расчет НДС при купле-продаже по договорным ценам

Согласно действующим правилам, налоговая база по НДС определяется как:

  • размер аванса, полученного от контрагента с учетом «зашитого» в нем НДС;
  • стоимость проданных изделий (услуг), «очищенная» от НДС.

Это означает, что алгоритм исчисления базы, применимый для конкретной фирмы, зависит от способов ее расчетов с контрагентами. Возможно два варианта:

  • Компания работает по постоплате. База считается единожды, в момент отгрузки товаров.
  • Фирма получает от покупателей задаток, а затем поставляет им продукцию. Первым моментом определения налоговой базы по НДС является дата поступления предоплаты на счет, вторым – день, когда продукция грузится клиенту.

Налоговое законодательство предписывает, что за основу для исчисления базы берется цена единицы продукции, прописанная в договоре сторон. Предполагается, что она соответствует рыночной конъюнктуре, если не доказано иное. Если сделка проведена с подакцизным товаром, размер акцизов не вычитается из стоимости.

В случае если налоговый вычет (входной НДС) превышает сумму НДС от реализации, разница подлежит возмещению из бюджета.

Необходимо отличать понятия «налоговый вычет» и «НДС к возмещению». Налоговый вычет – это расход (сумма налога, исчисленная покупателем, на которую подлежит уменьшению НДС с реализации), а «НДС к возмещению» это разница между НДС от реализации и налоговым вычетом.

НДС по общему правилу возмещается после окончания камеральной налоговой проверки представленной в ИФНС декларации (в которой НДС заявлен не к уплате, а к уменьшению). Но в 2022-2023 годах действует особое правило (п. 8 ст. 176.1 НК РФ). Заявительный, то есть упрощенный, порядок возмещения НДС, доступен все компаниям и ИП, если они:

  • не проходят ликвидацию, реорганизацию или банкротство;
  • заявить к возмещению сумму, не превышающую сумму уплаченных в предшествующем году взносов, НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ либо представили банковскую гарантию или поручительство.

Вопрос 5. Особенности определения налоговой базы НДС по различным операциям

Налоговая база при реализации товаров, работ, услуг определяется налогоплательщиком в зависимости от особенности производства им или приобретает на стороне объектов налогообложения.

1. Налоговая база при реализации товаров, работ, услуг исчисляется как стоимость товара указанных сторонами сделки или как рыночная цена с учетом акцизов, но без включения в неё НДС.

2. При реализации товаров на безвозмездной основе плательщиком НДС признается передающая сторона.

3. При реализации товаров, работ, услуг по бартерным операциям налоговая база рассчитывается как стоимость товаров, указанных в документе сделки, но без учета акциза и НДС.

4. При реализации товаров из сдавальчие сырья (например, нефтегазопереработка) налоговая база определяется как стоимость обработки или трансформация с учетом акцизов, но без НДС,

5. При реализации имущества подлежащий учету по стоимости, в которую заранее были включены НДС и акцизы налоговой базы исчисляется как разница между ценой реализации имущества указанных сторон сделки и остаточной стоимости реализации имущества.

6. При реализации сельскохозяйственной продукции закупленная у физических лиц для последующей ее переработки. Налоговая база определяется как разница между ценой указанной стороной сделки с учетом НДС и ценой приобретенной указанной продукции.

7. При реализации товара по срочным сделкам, налоговая база рассчитывается как стоимость этих товаров, указанных непосредственно в договоре, но ниже уровня рыночных цен с учетом акциза, но без НДС.

8. При выполнении строительно-монтажных работ налоговая база определяется как стоимость выполненных работ исходя из всех фактических расходов на их выполнение.

9. Средства представляемые безвозмездно российскими организациями в виде гранта с последующим отчетом результата выполнения не является объектом налогообложения.

10.При ввозе товар на таможенную территорию РФ, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров + таможенные пошлины и акцизы.

11.При осуществлении транспортных перевозок пассажиров багажа грузов налоговой базы считается стоимость перевозки без включения НДС.

Вопрос 6. Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет

Общая сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода. Отдельно определяется сумма налога по товарам, по которым установлена ставка 0.

Моментом определения налоговой базы является наибольшая ранняя из следующих дат:

1. день отгрузки товаров или передача имущественных прав;

2. день оплаты товаров за выполненные работы, оказанные услуги.

  • Оплатой товаров признается:
  • 1. поступление денежных средств на счет;
  • 2. поступление средств в кассу налогоплательщика;
  • 3. прекращение обязательств по зачетам;
  • 4. при реализации товаров, передающих налогоплательщику на хранение по договору складского хранения моментом определения налоговой базы и датой реализации, считается день передачи складского свидетельства приемщику товара;

5. при передаче прав, заключенных договором по имущественным правам, день оплаты считается дата имущественных прав. В случае если не выполняется условие договора обязательно указывается причина приведшее этому состоянию. Эта операция необходима, так как она влечет за собой начисление штрафов, неустоек;

6. при реализации товаров на безвозмездной основе датой реализации является день отгрузки товаров, штамп накладной;

7. при реализации товаров без НДС в накладной делается надпись или ставится штамп без налога – НДС.

  1. Суммой НДС можно рассчитать на реализацию продукции только в следующих случаях:
  2. — если НДС предъявлен и уплачен поставщиком при приобретении товаров, использованных по дальнейшей переработки и не подлежащих обложению налогом;
  3. — если НДС предъявлен и уплачен поставщиком при реализации товаров за рубежом или существенным дополнением договора, постановления правительства двух сторон (отгружающей и принимающей стороне), что НДС не взымается. Например, автомобили;
  4. — специальные режимы налогообложения УСН, ПСН, ЕНВД.
  5. Суммой НДС подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученных от покупателей в составе выручки за реализованные товары и суммами налога по оплаченным поставщиками материальным ресурсам (топливо, энергия), стоимость которых отнесена на издержки производства и обращения.
  6. Сумма НДС, которая не была зачтена налогоплательщику из-за неправильного оформления или других форс-мажорных обстоятельств, подлежавших возврату по его заявлению по истечению 3 месяцев.
  7. Порядок расчета фактур НДС отменен НК РФ с 2015 года.
  8. Вопрос 7. Порядок применения расчета НДС – отменен НК РФ с 2015 года

Доходы федерального бюджета РФ, млрд. руб.

Показатели
Доходы всего
в том числе:
Нефтегазовые доходы
НДПИ на углеводородные сырье
Вывозная таможенная пошлина на нефть, газ и продукты нефтепереработки
Нефтегазовые доходы
в том числе:
НДС
Налог на прибыль организации
Акцизы
Таможенные пошлины без нефтегазовых доходов
Прочие не нефтегазовые доходы


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *