​Классификатор льгот по уплате таможенных платежей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «​Классификатор льгот по уплате таможенных платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

От уплаты НДС плательщик может освобождаться полностью или возвратить ранее уплаченные суммы. Если товар был ввезен как финансовая помощь, или как сырье для изготовления некоторых видов медицинских препаратов, участник ВЭД налог не платит.

Льготы таможенные платежи при таможенном оформлении и таможенном контроле

Льготами (освобождением от пошлин, скидками и компенсациями) могут воспользоваться:

  • граждане иностранных государств;
  • представители и члены делегаций;
  • курьеры посольств и консульств зарубежного государства;
  • должностные лица консульств, члены дип персонала, гос. представители, осуществляющие транзит через территорию России.

На льготы претендовать не получится, если перевозчиком не соблюдаются правила транспортировки продукции и товаров в Россию. Льготы, действующие при осуществлении контроля и оформления перевозимого имущества, распространяются на транспортные средства и товары, собственниками которых являются представительства и международные организации, а также должностным лицам и персоналу, отдельным зарубежным компаниям и их родственникам. Льготы выражаются в следующем:

  • представители международных организаций и упомянутые выше лица не подвергаются личному досмотру при въезде в Россию;
  • не проверяется сотрудниками таможни консульская вализа с документами;
  • не проходит досмотр и не вскрывается официальная почта.

Полный список льготных категорий граждан в России

Полный перечень льготных категорий граждан, имеющих право на привилегии от государства:

  • герои СССР и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • инвалиды;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войны;
  • узники концлагерей;
  • почетные доноры крови;
  • ветераны войны и боевых действий;
  • военнослужащие по призыву и контракту, члены их семей;
  • военные пенсионеры;
  • государственные служащие;
  • граждане, пострадавшие при катастрофе на ЧАЭС;
  • лица, подвергшиеся негативному воздействию после аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • люди, принимавшие участие в ядерных испытаниях на военных объектах;
  • врачи, учителя и т.д.;
  • пенсионеры, получившие право на трудовую пенсию;
  • многодетные семьи с тремя и более детьми;
  • молодые семьи;
  • дети, оставшиеся без попечительства родителей;
  • дети до трех лет.

Особенности передвижения товаров в рамках ТС

Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

  • продукции;
  • ресурсов;
  • рабочей силы.

Целью ТС является опережающее развитие внутреннего рынка, а также внедрение новых методов и технологий для улучшения экономического климата. Разработкой правил занимается специальная комиссия ТС — надгосударственный орган, замещающий собой правительство.

Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

  • многообразные льготы;
  • разноуровневые преференции;
  • облегчение процедур оформления.

Подсказка: введением правил ТС в РФ занимается Правительство. Оно принимает специальные постановления, регулирующие деятельность таможенников в том или ином случае.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро (с 31.03.2022 по 01.10.2023 — 1000 евро) и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Виды таможенных льгот

Таможенная служба призвана осуществлять несколько функций. Она не только контролирует ввоз через границу запрещенных товаров, но и выполняет некоторые другие задачи:

  • Контролирует перемещение через границу личного имущества граждан, багажа и товаров в соответствии с российским законодательством
  • Занимается сбором пошлины за ввоз определенных товаров или вещей

Таможенная служба обязана проверять всех, кто перевозит те или иные вещи или товары. Однако некоторые категории физических или юридических лиц имеют право на определенные привилегии. Они уплачивают таможенные сборы по льготным тарифам либо не уплачивают их вообще. Таможенные льготы действуют на законодательном уровне.

Перечень таковых в 2018-2019 году зависит:

  • От соглашений между странами;
  • Норм действующего российского законодательства;
  • Объемов и видов перевозимых товаров.

Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.

Виды послаблений при пересечении границы

Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.

Выделяют такие виды льгот на таможне:

  • Тарифные, связанные с обязательными платежами:
  • Освобождение
  • Уменьшение
  • Возврат
  • Послабление в порядке оформления грузов
  • Изменение нормативов осуществления контроля

Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:

  • Какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется
  • В каком объеме

Кому предоставляются преференции при пересечении российской государственной границы

Общий перечень лиц, подпадающих под послабления, приведен в параграфах Таможенного кодекса РФ. На его основании созданы действующие подзаконные акты, детализирующие условия и порядок их применения.

Так, более мягкие правила предусматриваются для:

  • Иностранных подданных
  • Официальных представителей других держав и делегаций
  • Курьерской службы, работающей с посольствами и консульствами
  • Международных обществ, межправительственных организаций, а также представителей органов, созданных таковыми
  • Дипломатов

Внимание! Вскрыть диппослание любого номинала может только представитель страны-отправителя.

Послабления действуют в отношении таких вещей указанных лиц:

  • Личных
  • Багажа любого объема
  • Транспортных средств

Послабления по внесению ввозной пошлины

Взносы при пересечении кордона делятся на две большие группы. Они призваны создать благоприятные условия для экономики страны, вводящей ограничения. Пошлины делятся на:

  • Экспортные (ввозные). Эта мера применяется довольно редко. Целевое назначение — защита собственного производителя от недобросовестной конкуренции

Подсказка: правилами Всемирной торговой организации (ВТО) подобные средства воздействия на производителей разных стран запрещены или сильно ограничены.

  • Импортные пошлины взимаются за вывоз предметов и товаров из страны. Они используются значительно чаще. Плату за импорт обязаны вносить предприятия, транспортирующие произведенную продукцию за рубежи государства.

Для сведения: во многом благодаря высоким импортным пошлинам на редкоземельные металлы власти Китая смогли привлечь в страну западных инвесторов. Были приняты законы, благодаря которым электронику стало дешевле производить в Поднебесной и импортировать в готовом виде.

По российским правилам от внесения платы за импорт освобождаются:

  • Продукция морского промысла, если ее добыли россияне
  • Личный багаж иностранцев
  • Все виды валют
  • Гуманитарные грузы
  • Транзитные товары и лизинговые грузы
  • Изделия, используемые для проведения пожарно-технических работ
  • Багаж в любом объеме, принадлежащий исполнителям социально-экономических программ

Особенности передвижения товаров в рамках ТС

Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

  • Продукции
  • Ресурсов
  • Рабочей силы

Целью ТС является опережающее развитие внутреннего рынка, а также внедрение новых методов и технологий для улучшения экономического климата. Разработкой правил занимается специальная комиссия ТС — надгосударственный орган, замещающий собой правительство.

Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

  • Многообразные льготы
  • Разноуровневые преференции
  • Облегчение процедур оформления

Импорт и экспорт продукции под акцизом между РФ и государствами-участниками Евразийского экономического союза регламентируется статьями 185-186 НК РФ.

Льготы по тарифам, то есть льготы по таможенным пошлинам в законах РФ о тарифах таможни предустановлены при экспорте продукции:

  • которая необходима для функционирования судов Российской Федерации и судов, которые находятся в аренде у граждан РФ;
  • которая находится в собственности плательщиков режима договоренности о делении товаров;
  • которая считается помощью и выступает в качестве благотворительности, а также применяется для устранения бедствий аварий, катастроф;
  • другой продукции, перечисляемой в 35 статье.

В случае с импортом льготный порядок предусмотрен в виде оплаты неполной суммы:

  • для развивающихся государств;
  • на автомобильный транспорт, который имеет отношение к международным грузоперевозкам, комплектных запчастей и других технических деталей, горюче-смазочных материалов;
  • на личные вещи для сотрудников иностранных посольств и представительств, а также для членов их семей;
  • на продукцию, которая считается гуманитарной помощью России;
  • на валюту (иностранную и российскую);
  • на транзитную продукцию;
  • на различную технику и сырьевые материалы, которые необходимы для проектов науки, экономики, а также для проектов социального значения;
  • на продукцию аренды по финансам;
  • на продукцию, применяемую в противопожарной отрасли.

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Евразийского экономического союза и Законодательством Республики Беларусь. Элементами таможенного регулирования являются EAЭС:

  • единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС);
  • единый таможенный тариф ЕАЭС;
  • единые правила определения страны происхождения.

Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС означает определение их цифровых классификационных кодов, т.е. отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям ТН ВЭД с соответствующими им числовыми кодами, и осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам [9].

Под единым таможенным тарифом ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) следует понимать свод ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которая применяется для классификации во внешней торговле .

Читайте также:  Капитальный ремонт: кому можно не платить взносы в фонд

Основными целями применения ЕТТ ЕАЭС являются:

  • обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭ в мировую экономику;
  • рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории ЕАЭС;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ЕАЭС;
  • поддержка отраслей экономики ЕАЭС [6]

Совершенствование уплаты таможенных платежей в рамках таможенного сотрудничества ЕАЭС

Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное регулирование выступает одним из факторов экономического развития стран ЕАЭС.

Одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения. Несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, пока еще Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей.

В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том, что между странами – участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше.

В настоящее время среди стран-участниц ЕАЭС Республика Беларусь и Республика Армения имеют самую высокую ставку НДС – 20% на ввозимые товары, в остальных государствах установлены следующие ставки: Российская Федерация – 20%, Кыргызская Республика –12%, Республика Казахстан – 12%. Для решения этой проблемы предлагается установить единую ставку НДС в 20% среди стран-членов ЕАЭС. Ставка по НДС в Российской Федерации равная 20% действует с 01.01.2019, ранее она составляла 18%. При увеличении ставки НДС в России, таможенные платежи в Республике Беларусь увеличатся в 2021 году на 274,7 млн. долларов США, в 2021 году на 260,78млн. долларов США, в 2020 году на 246,84 млн. долларов США. Вместе с увеличением доходов Республики Беларусь и Российской Федерации увеличатся и доходы остальных стран-членов ЕАЭС.

В рамках совершенствования таможенного регулирования в 2018 принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Будет ли проводиться таможенный контроль и в каких формах, также будет решать компьютер, а не человек. Это позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров – в шесть раз. Однако существуют и недостатки этого новшества, чтобы использовать электронную цифровую подпись, необходим ключ, который обеспечивает высокую защиту электронной цифровой подписи. Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей стоимость такого ключа равна 114,15 белорусских рублей, для физических лиц – 62,05 белорусских рублей. Конечно, для организаций не составит труда приобретение электронной цифровой подписи, однако не все физические лица смогут позволить себе приобрести такое новшество.

Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не по требованию сотрудника таможни.

В новом кодексе заложены стратегические нормы, которые, бесспорно, относятся к «таможне будущего». Основная из них – возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели будут избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, ветеринарам и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы. В идеале процесс перемещения товаров – от ввоза на таможенную территорию Союза до выпуска в свободное обращение – должен выглядеть для участников ВЭД как один шаг – загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию, – участника ВЭД эти вопросы не должны беспокоить.

Читайте также:  Могут ли привлечь к ответственности за неуплату алиментов в 2023 году?

Таможенный кодекс ЕАЭС – документ, который будет представлять Союз на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в рамках ЕАЭС одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС, приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей. В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Для решения этой проблемы предлагается установление единой ставки НДС в 20%. На примере Российской Федерации было рассчитано, как увеличатся доходы стран-участниц ЕАЭС при повышении ставки НДС. Совершенствование уплаты налогов в рамках ЕАЭС будет производиться с помощью электронной цифровой подписи, механизма «единого окна», упрощения предоставления документов, на основании которых была заполнена электронная декларация [17].

Оформлением документов занимаются работники таможенного управления и пограничники непосредственно на самой границы. Именно для этого каждый аэропорт, мореходные и жд вокзалы имеют специальные комнаты. Если проезд границы происходит на машине, то необходимо предоставить документы не только на сам автомобиль, но и на человека, находящегося за рулем. В том случае если в страну осуществляется ввоз запрещенных товаров или превышается допустимый лимит, а субъект не имеет возможность оплатить Штраф, то все его имущество подлежит задержанию, а за хранение на таможни придется заплатить дополнительную сумму денег.

Исчисление таможенных сборов

За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее – таможенные сборы за таможенные операции);

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.

Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.

Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.

При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).

Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).

Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).

Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.

Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *